122

  • Internet ҳавола
  • DOI
  • UzSCI тизимида яратилган сана 18-05-2023
  • Ўқишлар сони 122
  • Нашр санаси 18-05-2023
  • Мақола тилиO'zbek
  • Саҳифалар сони11
Калит сўзлар
Русский

В статье раскрываются понятие и значение фетвы в современных мусульманских странах. В исламской юриспруденции не всегда есть прямые ответы на возникающие в новых условиях жизни вопросы, однако это не говорит о том, что нормы шариата устарели. Современные ученые утверждают, что ответы на вопросы в шариате присутствуют, необходимо только суметь их грамотно извлечь, а для этого важно обладать всем спектром знаний, от богословских до самых современных. Фетва может быть индивидуальным заключением мусульманского правоведа или выражением коллективного мнения группы знатоков либо особого органа. При оценке значения фетвы важно учесть правовую систему изучаемого государства.  С точки зрения юридической значимости фетвы разделяются на: 1) имеющие юридическую значимость – это применительно к странам, где законодательство основано на шариате; 2) имеющие ограниченную юридическую силу – данная форма фетв распространена в странах, где шариат регулирует отдельные сферы; 3) несущие рекомендательный характер и не имеющие юридической силы – они распространены в странах, где религия отделена от государства. Современные правительства и исламское духовенство тесно сотрудничают между собой в решение различных социальных и политических вопросов. В мусульманских государствах с секулярным законодательством фетва имеет рекомендательный характер. Практически во всех мусульманских странах институты фетв тесно взаимодействуют с 
государственными органами. Координация со стороны правительственных ведомств этого религиозного органа востребована, так как в современной истории есть множество фактов издания неконтролируемыми улемами фетв, приведших к общественным, социальным и политическим противоречиям. На арене внутриполитических интриг фетвы играют важную регулятивную роль в оказании направленного воздействия на сознание масс людей для поддержания стабильности, предупреждении конфликтов, а порой и укрепления власти. В современной истории многих мусульманских стран есть множество примеров решения внутри- и внешнеполитических проблем при помощи института фетв. 

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 MAMADIEV B.. Vice-rector for international cooperation doctor of Philosophy in Historical sciences International Islamic Academy оf Uzbekistan
Ҳавола номи
1 1. (n.d.). diyanet. Retrieved 2018, from https://www. diyanet.gov.tr. 2. Aişe Validemiz dokuz yaşındayken mi Resûlullâh ile evlendi? (2019, August 2019). fetva.net. Retrieved from http://www.fetva.net/yazili–fetvalar/aise–validemiz– dokuz–yasindayken–mi–resulullah–ile–evlendi.html 3. al–Munajjid, M. (2010, October 9). Borrowing from the bank to buy a house. Islam Question & Answer. Retrieved from https://islamqa.info/en/answers/143149/ borrowing–from–the–bank–to–buy–a–house 4. ArabNews. (2019, January 10). Saudi Arabia’s Shoura Council bans child marriages. Arab News. Retrieved from https://www.arabnews.com/node/1433416/saudi–arabia 5. Bitcoin is forbidden in Islam: Mufti’s counsellor. (2017, December 31). Egypt Today. Retrieved май 5, 2021, from http://www.egypttoday.com/Article/1/38992/Bitcoin–is– forbidden–in–Islam–Mufti–s–counsellor 6. Dahir, A. L. (2017, August 3). A busy subway booth in Cairo is offering free Islamic advice to beat extremism. Retrieved from https://qz.com 7. Dar al-Ifta al Misriyyah. (2018, December 12). dar alIfta al misriyyah. Retrieved from http://www.dar–alifta. org 8. Egypt Today. (2017, October 4). Azhar launches awareness campaigns against child marriage. Retrieved from https://www.egypttoday.com/Article/2/26019/ Azhar–launches–awareness–campaigns–against– child–marriage?fbclid=IwAR2er1_HWDl4q35hNObF– YWzSICsbxOT8S9CpHYe5mEBBD 9. Encyclopædia Britannica. (n.d.). Retrieved October 01, 2021, from https://www.britannica.com/topic/fatwa 10. Fetva o zhenit’be na maloletnikh, otvet na vopros: dopustimo li zhenit’sya na rebenke. (2003). minister of Endowments (Awqaf) and Islamic Affairs. Retrieved from https://fatwa.islamweb.net/ar/fatwa/21361/ 11. Gaynutdin , R. (2014). Vvedeniye v shariat, Islam kak on yest’ (Seriya “Khanafitskoye naslediye”). Moskva. 12. Gizzatullin, R. A. (2019). I Mezhdunarodnyy forum «Bogoslovskoye naslediye musul’man Rossii». Kollektivnyy idzhtikhad: teoreticheskiy i prakticheskiy aspekty, II, pp. 69-73. Kazan. 13. niD ‏?im relkürüs amarah isiderk tunoK .)5102( .B ,rebaH İşleri Yüksek Kurulu. Mortgage kanunun çıkmasıyla ev kredisinin caiz olup olmadığını değerlendirdi. Retrieved from https://bedirhaber.com/konut–kredisi–harama– surukler–mi 14. Henderson , S. (2009). After King Abdullah Succession in Saudi Arabia. Washington Institute for Near East Policy, 9. 15. Islamopedia (Saudi Arabia). (2013, June 22). Standing Committee for Scholarly Research and Issuing Fatwas. Islamopedia (Saudi Arabia). 16. Koran. (n.d.). sura 16 ayat 43. 17. Koran. (n.d.). sura 4 «Zhenshchiny», ayat 3. (Krachkovskiy, Trans.) 18. Margilani, B. (2010). Khidoya. Kommentarii musul’manskogo prava (Vols. I–II). (С. А.Х., Ed., & Г. Н.И., Trans.) Moskva. 19. Orum, F. (2019, January ). «Kur’ân ve Geleneğe Göre Küçüklerin Evlendirilmesi». Marmara Üniversitesi İlahiyet Fakültesi. Retrieved from http://www. suleymaniyevakfi.org/kutsanan–gelenek–ve–kuran/ kuran–ve–gelenege–gore–kucuklerin–evlendirilmesi. html 20. Raddawi, R. (2014, September 26). Polygamy can negatively affect women, study finds. the national Staff. Retrieved from https://www.thenational.ae/uae/ polygamy–can–negatively–affect–women–study– finds–1.234509 21. Raseef22. (2019, March 12). One wife is enough: Al Azhar Grand Imam calls for reform of polygamy. Raseef22. Retrieved from https://raseef22.com/article/1072490– one–wife–is–enough–al–azhar–grand–imam–calls–for– reform–of–polygamy 22. Rodriges, A. M. (2004). Noveyshaya istoriya stran Azii i Afriki. XX vek. 1945–2000. Chast’ 3. Moskva. 23. Samedov , R. (2016, October 29). Diyanet Turtsii vystupil protiv detskikh brakov. Novosti Turtsii. Retrieved from http://newsturk.ru/2016/10/29/diyanet–turtsii–vyistupil– protiv–detskih–brakov/ 24. Van Bruinessen, M. (2018). Comparing the governance of Islam, in Turkey and Indonesia Diyanet and the Ministry of Religious Affairs. S. Rajaratnam School of International Studies, 9. 25. Vesti Turtsii. (2019, March 16). Ranniye braki v Turtsii. Problema rannikh brakov vso yeshche aktual’na v Turtsii. Retrieved from http://www.vestiturkey.com/rannie– braki–v–turcii–1137h.htm 26. Yegipet Khurgada. (2018, November 23). Ranniye braki ofitsial’no ugolovno nakazuyemy v Yegipte s 2018 goda. Retrieved from https://egypt–hrg.ru/kriminal/443– rannie–braki–ugolovno–nakazuemy–v–egipte–s–2018– goda.html 27. Yylmaz, I. (2006). Gosudarstvo, pravo, grazhdanskoye obshchestvo i islam v sovremennoy Turtsii. The Muslim World. Retrieved from https://fgulen.com/ru/press–room/ journal–of–the–muslim–world/30290–state–law–civil– society–and–islam–in–modern–turkey 28. Zakaria, R. (2014, October 01). The problems of polygamy. Retrieved from https://www.dawn.com/ news/1135346
Кутилмоқда