Наиболее объективной характеристикой снижения устойчивости приоткосной части уступа является изменение прочностных характеристик по контакту трещин. Однако трудности определения этих характеристик в натурных условиях не позволяют использовать их в качестве критерия при оценке устойчивости откосов.В данной работе проведен анализ основных факторов, влияющих на устойчивость бортов и параметры карьера, и обоснованы факторы, влияющие на технологию ведения открытых горных работ и отстройку бортов
Поғонанинг қия қисмларида турғунлик пасайишининг объектив характери бу ѐриқлар орасидаги мустахкамлик характерининг ўзгариши хисобланади. Табиий шароитда бу характерни аниқлашни қийинлиги, қияликнинг турғунлигини бахолаш мезони сифатида ишлатиб бўлмайди.Ушбу ишда карьер борти турғунлигига, унинг ўлчамларига, очиқ кон ишларини олиб бориш технологиясига ва карьер борти қурилишига таъсир қиладиган асоссий омиллар таҳлил қилинган ва асосланган.
Наиболее объективной характеристикой снижения устойчивости приоткосной части уступа является изменение прочностных характеристик по контакту трещин. Однако трудности определения этих характеристик в натурных условиях не позволяют использовать их в качестве критерия при оценке устойчивости откосов.В данной работе проведен анализ основных факторов, влияющих на устойчивость бортов и параметры карьера, и обоснованы факторы, влияющие на технологию ведения открытых горных работ и отстройку бортов
The most objective characteristic of the decrease in stability of the slope part of the bench is the change in the strength characteristics along the contact of cracks. However, the difficulties in determining these characteristics in natural conditions do not allow using them as a criterion for assessing the stability of slopes.In this paper, the analysis of the main factors affecting the stability of the sides and the parameters of the open pit is carried out, and the factors influencing the technology of conducting open pit mining and the adjustment of the sides are substantiated
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | Kulmuratov N.R. | профессор | TATU |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | Проектирование границ открытых горных работ: Уч. пос. / О.В. Шпанский, Д.Н. Лигоцкий, Д.В. Борисов. – СПб, 2003. – 90 с |
2 | Рыбин В. В. Развитие теории геомеханического обоснования рациональных конструкций бортов карьеров в скальных тектонически напряженных породах // Дисс. ... докт. техн. наук. ‒ Апатиты, 2016. ‒ 385 с. |
3 | Рыльникова М.В., Зотеев О.В., Никифорова И.Л. Развитие нормативной базы в области обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и отвалов // Горная Промышленность. ‒ Москва, 2018. ‒ №3, ‒ С. 95-99. |
4 | Рыбин В.В. Развитие теории геомеханического обоснования рациональных конструкций бортов карьеров в скальных тектонически напряженных породах // Дисс. ... докт. техн. наук. ‒ Апатиты, 2016. ‒ 385 с. |
5 | Методические указания по определению углов наклона бортов откосов уступов и отвалов строящихся и эксплуатируемых карьеров. – СПб, 2012. – 162 с. |
6 | Федотенко В.С. Обоснование параметров и разработка технологии эффективного перехода к отработке мощных угольных месторождений высокими вскрышными уступами // Дисс. ... докт. техн. наук, Москва, 2018, 300 с. |
7 | Ржевский В.В. Технология и комплексная механизация открытых горных работ. – М., 2010. – 574 с |
8 | Ржевский В.В. Открытые горные работы: Ч. II. Технология и комплексная механизация. – М., 2010. – 549 с. |
9 | Ржевский В.В. Открытые горные работы: Ч. II. Технология и комплексная механизация. – М., 2010. – 549 с. |
10 | Бунин Ж.В., Нутфуллаев Г.С., Норов Ю.Д., Заиров Ш.Ш. Определение глубины разрушения крепкого пропластка в массиве разнопрочных горных пород зарядом взрывчатых веществ с кумулятивным эффектом // Взрывное дело. ‒ Москва, 2015. ‒ №113/70. ‒ С. 133-141 |
11 | Заиров Ш.Ш., Уринов Ш.Р., Тухташев А.Б. Анализ технологии ведения открытых горных работ и отстройки бортов карьеров // Национальное информационное агентство Узбекистана УзА. Отдел науки (электронный журнал). – Ташкент, июнь, 2020. – С. 1-15 |
12 | Лель Ю.И., Смирнов В.П. Теория карьерного большегрузного автотранспорта. – Екатеринбург: РАН УрО ИГД, 2002. – 355 с. |
13 | Шеметов П.А. Повышение эффективности использования георесурсного потенциала при разработке крутопадающих месторождений сложного строения / Дисс. … докт. техн. наук. – Навои, 2006. – 249 с. |