целью исследований являлось выявление существующей проблемы при оптимизации движения точки переменной массы (центр масс космического аппарата - КА) в гравитационном поле. Она включает в себя выбор, прогнозирование, оптимизацию и расчет траекторий управляемых объектов. Вариационная задача в постановке Лоудена заключается, в определении управлений (величина и направление реактивной силы) и оптимальных траекторий точки, движущейся с ограниченным секундным расходом массы m. Конечный результат вариационной задачи, в определении управлений -величина и направление силы тяги, переводящей точку из заданного положения в некоторое конечное, а также минимизирует расход массы. В данной работе аналитические решения вариационной задачи отличаются от решений: спирали Лоудена отличаются законом изменения массы (малая тяга), а следовательно, значениями параметров и характеристиками двигателя. Полученные траектории могут найти применение в задачах ухода и маневрах перехода с орбиты на орбиту
целью исследований являлось выявление существующей проблемы при оптимизации движения точки переменной массы (центр масс космического аппарата - КА) в гравитационном поле. Она включает в себя выбор, прогнозирование, оптимизацию и расчет траекторий управляемых объектов. Вариационная задача в постановке Лоудена заключается, в определении управлений (величина и направление реактивной силы) и оптимальных траекторий точки, движущейся с ограниченным секундным расходом массы m. Конечный результат вариационной задачи, в определении управлений -величина и направление силы тяги, переводящей точку из заданного положения в некоторое конечное, а также минимизирует расход массы. В данной работе аналитические решения вариационной задачи отличаются от решений: спирали Лоудена отличаются законом изменения массы (малая тяга), а следовательно, значениями параметров и характеристиками двигателя. Полученные траектории могут найти применение в задачах ухода и маневрах перехода с орбиты на орбиту
tadqiqotning maqsadi o'zgaruvchan massa nuqtasining (kosmik kemaning massa markazi -SC) tortishish maydonidagi harakatini optimallashtirishda mavjud bo'lgan muammoni aniqlash edi. Bunga boshqariladigan ob'ektlarning traektoriyalarini tanlash, bashorat qilish, optimallashtirish va hisoblash kiradi. Lowden formulasiyasidagi variatsion muammo boshqaruv elementlarini (reaktiv kuchning kattaligi va yo'nalishini) va cheklangan massa m tezligi bilan harakatlanadigan nuqtaning optimal traektoriyalarini aniqlashdan iborat. Variatsion muammoning yakuniy natijasi, boshqaruv elementlarining ta'rifida, tortishish kuchining kattaligi va yo'nalishi bo'lib, u bir nuqtani ma'lum bir pozitsiyadan ma'lum bir yakuniy holatga o'tkazadi, shuningdek massa sarfini minimallashtiradi. Ushbu maqolada variatsion muammoning analitik echimlari Lovden spirallari massa o'zgarishi qonuni (past surish), va shuning uchun dvigatelning parametrlari va xususiyatlarining qiymatlari echimlardan farq qiladi.Natijada paydo bo'lgan traektoriyalar qochish va orbitadan orbitaga o'tish manevralari muammolarini qo'llashi mumkin
the aim of the research was to identify the existing problem in optimizing the movement of a point of variable mass (the center of mass of the spacecraft - SC) in a gravitational field. It includes the selection, forecasting, optimization and calculation of trajectories of managed objects. The following are some of their recent results. The variational problem in the formulation of Louden is to determine the controls (magnitude and direction of the reactive force) and the optimal trajectories of a point moving with a limited second mass flow rate m.The end result of the variational problem, in the definition of controls, is the magnitude and direction of the traction force that transfers a point from a given position to a certain final one, and also minimizes the mass consumption. In this work, the analytical solutions of the variational problem differ from the solutions: Lowden spirals differ in the law of mass change (lowthrust),and, consequently, in the values of the parameters and characteristics of the engine. The resulting trajectories can find application in problems ofescape and maneuvers of transition from orbit to orbi
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | Kulmuratov N.R. | профессор | TATU |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | Лоуден Д.Ф. Оптимальные траектории для космической навигации.- М.: Мир. 1966. |
2 | Bishop R.H. and Azimov D.M. Analytical Space Trajectories for Extremal Motion with Low-Thrust Exhaust-Modulated Propulsion // Journal of Spacecraft and Rockets.- Vol.38, № 6, 2001, pp. 897-903 |
3 | Azizov A.G.,Korshunova N.A. On an analytical solution of optimum trajectory problem in a gravitational field // Celestial Mech.- 1986.- V.38. № |
4 | АзизовА.Г., КоршуноваН.А. Вариационныезадачимеханикикосмическогополе та. Учебноепособие.- Ташкент, 1990. |
5 | Azimov Dilmurat M. Analytical Solutions for Extremal Space Trajectories.- Honolulu, Hawaii, 2016. |