100

В статье описана методология проведения расчета железобетонных железнодорожных мостов на сейсмические воздействия, в том числе по реальным записям землетрясений. Систематизированы основные
конструктивные части железобетонных железнодорожных мостов. Создан автоматизированный программный комплекс для исследователей в области сейсмодинамики железнодорожных мостов для решения класса линейных и нелинейных задач. Конструкция смоделирована с помощью метода конечных элементов. Применяется неявный метод конечных разностей Ньюмарка для решения системы обыкновенных дифференциальных
уравнений. Этот же программной комплекс предназначен для проектировщиков в качестве инструмента для оценки сейсмостойкости железнодорожных мостов, который позволяет учитывать различие свойства
грунтового основания на разных участках.

  • Internet ҳавола
  • DOI
  • UzSCI тизимида яратилган сана 22-04-2024
  • Ўқишлар сони 100
  • Нашр санаси 30-09-2023
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони41-54
English

The article describes the methodology for carrying out seismic design of reinforced concrete railway bridges, including actual earthquake records. The main structural parts of reinforced concrete railway bridges are systematised. An automated software complex for researchers in the field of seismodynamics of the railway bridges has been created to solve the class of linear and non-linear problems. The structure is modelled using the finite element method. An implicit Newmark finite difference method is used to solve a system of ordinary differential equations. The same software package is designed for designers as a tool for assessment of seismic resistance of railway bridges, which allows to take into account the difference of soil base properties in different sections.

Русский

В статье описана методология проведения расчета железобетонных железнодорожных мостов на сейсмические воздействия, в том числе по реальным записям землетрясений. Систематизированы основные
конструктивные части железобетонных железнодорожных мостов. Создан автоматизированный программный комплекс для исследователей в области сейсмодинамики железнодорожных мостов для решения класса линейных и нелинейных задач. Конструкция смоделирована с помощью метода конечных элементов. Применяется неявный метод конечных разностей Ньюмарка для решения системы обыкновенных дифференциальных
уравнений. Этот же программной комплекс предназначен для проектировщиков в качестве инструмента для оценки сейсмостойкости железнодорожных мостов, который позволяет учитывать различие свойства
грунтового основания на разных участках.

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 Mirzaev I.. Professor Tashkent State Transport University
2 Askarova D.S. Doctoral student Tashkent State Transport University
Ҳавола номи
1 1. ШНК 2.01.20-16. Строительство транспортных сооружений в сейсмических районах, раздел IV “Мосты”. Ташкент, 2016.
2 2. Шермухамедов У.З. Гашение продольных сейсмических колебаний опор балочных мостов с сейсмоизолирующими опорными частями. Дис….канд. тех.наук. ‒ Санкт-Петербург, 2010. – 190 с.
3 3. Белаш Т.А., Уздин А.М. Железнодорожные здания для районов с особыми природно ‒ климатическими условиями и техногенными воздействиями: Учебник для вузов ж.д. транспорта. ‒ М.: ГОУ “Учебно ‒ методический центр по образованию на железнодорожном транспорте”, 2007. ‒ 372 с.
4 4. Хучбаров З.Г. Сейсмоизоляция автодорожных мостов // Фрунзе, КиргизНИИ. – 1986 г. – 58 с.
5 5. Шермухамедов У.З., Кадырова Ш.Ш., Асанова Г.О. Методы защиты мостов от сейсмических воздействий. // Периодический научный сборник по материалам XXII Международной научно ‒ практической конференции. Современные тенденции развития науки и технологий. г. Белгород, 2017. – 20-23 с.
6 6. Андржеевский Р.В., Верхолин В., Кузнецова И.О., Смирнов В., Уздин А.М. Пат. 2325475 Российская Федерация, МПК E01D018/00. Сейсмостойкий мост. / Заявитель и патентообладатель ЗАО “Геомост”. – 2005139580/03; заявл. 27.06.2007, опубл. 27.05.2008, Бюл. №15. – 11 с.
7 7. Уздин А.М., Кузнецова И.О. Cейсмостойкость мостов. Книга. Саарбрюкен (Германия). Palmarium, 2014. – 450 с.
8 8. Buckle I., Constantinou M., Dicleli M., Ghasemi H. Seismic Isolation of Highway Bridges. // University at Buffalo. The State University of New York. ‒2016. ‒ 194 p. ‒ ISBN: 9781626239777
9 9. Zhibin Jin, Ke Chen, Jinzhe He. Improving vehicle’s seismic safety by equipping railway bridges with FPB and misalignment control device. // Advances in Bridge Engineering, 2022. https://doi.org/10.1186/s43251-022-00055-0
10 10. Мирзаев И, Қосимов Э. Ер ости қувурларидаги мураккаб сейсмодинамик жараёнларни ҳисоблашнинг автоматлаштирилган дастур таъминоти учун кириш тилини ишлаб чиқиш. // “Қурилишда инновациялар, бинолар ва иншоотларнинг конструкциявий ва сейсмик хавфсизлиги” халқаро миқёсидаги илмий ва илмий ‒ техник конференция материаллари тўплами, Наманган, 11-13 ноябр 2021 й., 552-554 б.
11 11. Mirzaev I., Kosimov E. Automation of seismodynamics study of spatial systems of underground pipelines by real earthquake records. // Conference: AIP Conference Proceedings, 2023. https://doi.org/10.1063/5.0144803
12 12. Рашидов Т.Р., Кузнецов С.В., Мардонов Б.М., Мирзаев И. Прикладные задачи сейсмодинамики сооружений. Книга 2. // Ташкент.: Навруз, 2021. – 172 с.
13 13. Ambraseys N. N., Smit P., Douglas J., Margaris B., Sigbjörnsson R., Ólafsson S., Suhadolc P., Costa G. Internet site for European strong-motion data. Bollettino di Geofisica Teorica ed Applicata. 2004. 45(3).
14 14. Chopra A.K. Dynamics of structures. Theory and applications to earthquake engineering. Fourth edition. // University of California at Berkley. 2012. ‒ 944 p.
15 15. Mirzaev I., Askarova D.S. Zilzila ta’sirida sirpanuvchan poydevor ustidagi ko‘prikning siljish tebranishlarini sonli modellashtirish. // “Matematik modellashtirish va axborot texnologiyalarining dolzarb masalalari” xalqaro ilmiy ‒ amaliy anjumani tezislar to’plami, To’plam №2, Nukus, 2-3 may 2023 y., 97-98 b.
16 16. Askarova D.S., Mirzaev I. Temir yo’l ko’prigining zilzila ta’sirida fazoviy tebranishi. // The scientific journal of vehicles and roads, Issue 2, 2022. pp. 46-57.
17 17. Mirzaev I., Askarova D. Spatial oscillations of a railway bridge under the impact of a real earthquake. // V Central Asian conference on soil mechanics and geotechnical engineering, 2022, pp. 91-95.
Кутилмоқда