226

 

В статье рассматриваются сведения о христианах
и христианcтве в доисламский период (до 622 г. н. э.),
отраженные в средневековых арабо-мусульманских
источниках. Рассматриваемые в статье источники
– труды Абу Ханифы ад-Динавери, ат-Табари и ал-Йа-
куби в разной степени представляют сведения по исто-
рии христианства. В статье изучается вклад каждого
из вышеуказанных авторов в освещении событий и
преданий, связанных с христианством. Все три автора
традиционно предваряют свои исторические произве-
дения ветхозаветными историями пророков и царей.
Сравнение сведений указанных авторов с христиан-
скими источниками представляет особый интерес для
религиоведов и теологов и может быть выделено в от-
дельную тему исследований. В данной статье исследу-
ется вопрос о степени изученности истории христиан-
ства ранними мусульманскими историками. В качестве
подтверждения интереса мусульманских историков
к истории христианства в статье приводится перевод
главы «Принявшие христианство цари/императоры
Рима» из первого тома “Китаб ат-Та’рих” ал-Йа’куби.

 

 

Мақолада Абу Ханифа ад-Динаварий, ат-Табарий
ва ал-Яъқубийнинг насронийлик тарихи билан боғлиқ
қарашлари баён этилади. Ушбу муаллифларнинг насро-
нийлик билан боғлиқ ҳодисалар ва афсоналар тўғри-
сидаги фикр ва қарашлари ўрганилади. Муаллифлар
одатда тарихий асарларни пайғамбарлар ва подшоҳлар-
нинг эски ҳикоятлари билан тўлдирганлар. Уларнинг
насроний манбалари билан боғлиқ маълумотларини
таққослаш диншунослар учун алоҳида қизиқиш уйғо-
тади, келгусида улар махсус тадқиқот мавзуси сифатида
танланиши мумкин. Ушбу мақола илк мусулмон тарих-
чилари томонидан насронийлик тарихининг ўргани-
лиш даражаси ҳақидаги тасаввурларга аниқлик кирита-
ди. Мусулмон тарихчиларининг насронийлик тарихига
бўлган муносабат ва қарашларини далиллаш учун мақо-
лага ал-Яъқубийнинг “Китоб ат-Тарих” асарининг би-
ринчи жилдидан “Насронийлар динини қабул қилган
Рим императорлари” номли боб таржимаси ҳам илова
қилинди.

 

Ths article discusses information about Christians
and Christianity in the pre-Islamic period (until 622
AD), as reflcted in medieval Arab-Muslim sources. Th
sources considered in the article are the works of Abu
Hanifa al-Dinaveri, at-Tabari and al-Ya’qubi to a varying
degree present information on the history of Christianity.
Th article examines the contribution of each of the above
authors to the coverage of events and legends related to
Christianity. All three authors traditionally precede their
historical works with the Old Testament stories of the
prophets and kings. Comparison of information from
these authors with Christian sources is of particular
interest to religious scholars and theologians and can
be singled out as a separate research topic. Ths article
examines the question of the degree of knowledge of the
history of Christianity by early Muslim historians. As a
confimation of the interest of Muslim historians to the
history of Christianity, the article provides a translation
of the chapter “Christianity Accepted Emperors of Rome”
from the fist volume of the Kitab at-Ta’rih al-Ya’qubi.
 

  • Internet ҳавола
  • DOI
  • UzSCI тизимида яратилган сана 11-12-2019
  • Ўқишлар сони 211
  • Нашр санаси 06-03-2018
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони42-53
Русский

 

В статье рассматриваются сведения о христианах
и христианcтве в доисламский период (до 622 г. н. э.),
отраженные в средневековых арабо-мусульманских
источниках. Рассматриваемые в статье источники
– труды Абу Ханифы ад-Динавери, ат-Табари и ал-Йа-
куби в разной степени представляют сведения по исто-
рии христианства. В статье изучается вклад каждого
из вышеуказанных авторов в освещении событий и
преданий, связанных с христианством. Все три автора
традиционно предваряют свои исторические произве-
дения ветхозаветными историями пророков и царей.
Сравнение сведений указанных авторов с христиан-
скими источниками представляет особый интерес для
религиоведов и теологов и может быть выделено в от-
дельную тему исследований. В данной статье исследу-
ется вопрос о степени изученности истории христиан-
ства ранними мусульманскими историками. В качестве
подтверждения интереса мусульманских историков
к истории христианства в статье приводится перевод
главы «Принявшие христианство цари/императоры
Рима» из первого тома “Китаб ат-Та’рих” ал-Йа’куби.

 

 

Мақолада Абу Ханифа ад-Динаварий, ат-Табарий
ва ал-Яъқубийнинг насронийлик тарихи билан боғлиқ
қарашлари баён этилади. Ушбу муаллифларнинг насро-
нийлик билан боғлиқ ҳодисалар ва афсоналар тўғри-
сидаги фикр ва қарашлари ўрганилади. Муаллифлар
одатда тарихий асарларни пайғамбарлар ва подшоҳлар-
нинг эски ҳикоятлари билан тўлдирганлар. Уларнинг
насроний манбалари билан боғлиқ маълумотларини
таққослаш диншунослар учун алоҳида қизиқиш уйғо-
тади, келгусида улар махсус тадқиқот мавзуси сифатида
танланиши мумкин. Ушбу мақола илк мусулмон тарих-
чилари томонидан насронийлик тарихининг ўргани-
лиш даражаси ҳақидаги тасаввурларга аниқлик кирита-
ди. Мусулмон тарихчиларининг насронийлик тарихига
бўлган муносабат ва қарашларини далиллаш учун мақо-
лага ал-Яъқубийнинг “Китоб ат-Тарих” асарининг би-
ринчи жилдидан “Насронийлар динини қабул қилган
Рим императорлари” номли боб таржимаси ҳам илова
қилинди.

 

Ths article discusses information about Christians
and Christianity in the pre-Islamic period (until 622
AD), as reflcted in medieval Arab-Muslim sources. Th
sources considered in the article are the works of Abu
Hanifa al-Dinaveri, at-Tabari and al-Ya’qubi to a varying
degree present information on the history of Christianity.
Th article examines the contribution of each of the above
authors to the coverage of events and legends related to
Christianity. All three authors traditionally precede their
historical works with the Old Testament stories of the
prophets and kings. Comparison of information from
these authors with Christian sources is of particular
interest to religious scholars and theologians and can
be singled out as a separate research topic. Ths article
examines the question of the degree of knowledge of the
history of Christianity by early Muslim historians. As a
confimation of the interest of Muslim historians to the
history of Christianity, the article provides a translation
of the chapter “Christianity Accepted Emperors of Rome”
from the fist volume of the Kitab at-Ta’rih al-Ya’qubi.
 

Ҳавола номи
1 1. Шаниязов К. Евангельские истории в про- изведениях средневековых арабо-мусульманских историков // Восток Свыше. №2 (XXXVII). - Таш- кент 2015. 2. J. S. Trimingham. Christianity among the Arabs in pre-Islamic times. London, Longman, 1979. 3. Irfan Shahid. Prolegomenon to the Study of Byzantium and the Arabs (Washington, D.C.: Dumbarton Oaks, 1984); Byzantium and the Arabs in the Fourth Century (Washington, D.C.: Dumbarton Oaks, 1984) 4. Irfan Shahid. Byzantium and the Arabs in the Fift Century (Washington, D.C: Dumbarton Oaks, 1989; переиздано, Washington, D.C.: Dumbarton Oaks, 2006); Byzantium and the Arabs in the Sixth Century (Washington, D.C.: Dumbarton Oaks, 1995) 5. Le Christianisme et la littrature chrétienne en Arabie avant l’Islam, (3 vol.), Beirut, 1913, 1919, 1923. بيروت 71517891 - 226 الوزراء النصرانية و .6 секретари их и христиане - Визири» . كتابها في الاسلام в Исламе» (622-1517), - Бейрут. 1987. 7. Abu Hanifa ad-Dinaveri. Kitab Al-Ahbar AtTival. Publie par Vladimir Guirgass. Leide. – E. J. Drill. 1988. - С. 72. (Текст воспроизведен по изда- нию: Шмидт А. Э. Материалы по истории Средней Азии и Ирана // Ученые записки института восто- коведения, том 16. 1958). تاريخ الطبري, تاريخ الرسل و الملوك لابى جعفر محمد .8 بن جرير الطبري 223 – 310 ه الجزء الاول, تحقيق محمد ابو الفضل ابراهيم, الطبعة الثانية دار المعارف بمصر 9. Ал-Йа’куби. Китаб ат-Та’рих, I. –Бейрут, 1960. 10. Дѣяния Вселенскихъ Соборовъ,изданныя въ русском переводѣ при Казанской Духовной Академии. Томъ первый. Изданiе третье. Казань, 1910 г. 11. Дѣяния Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русском переводѣ при Казанской Духовной Академии. Томъ третий. Казань, 1908 г. 12. Дѣяния Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русском переводѣ при Казанской Духовной Академии. Томъ пятый. Изданiе четвертое. Казань, 1913 г. 13. Дѣяния Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русском переводѣ при Казанской Духовной Ака- демии. Томъ шестый. Изданiе третье. Казань, 1908 14. . Мунджид фи ал-Луга ва ал-‘Алам. Дар ал- Машрик. - Бейрут. 1998.
Кутилмоқда