Статья посвящена рассмотрению и раскрытию истории формирования и развития зданий ханака, игравших важную роль в социальной жизни и архитектуре народов средневековой Центральной Азии. Изложен исторический процесс возникновения и становления зданий ханака как результат проникновения в Центральной Азии суфизма и его братских обществ. Показано, что формирование и развитие архитектуры этих зданий напрямую связано с функцией суфизма и его жизненными трансформациями в зодчестве Центральной Азии.
Мақола Марказий Осиё аҳолисининг ўрта асрлардаги ижтимоий ҳаёти ва меъморчилигида муҳим роль ўйнаган хонақоҳ биноларининг шаклланиши ва ривожланиш тарихига бағишланган. Марказий Осиёга сифизм тахминотининг кириб келиши билан боғлик марказлар ва масканларнинг алоҳида меъморий бинолар-«ханокаҳлар» таризда шаклланиш жараёнилари баён этилган. Уларнинг архитектураси ушбу тасаввуф тариқатларнинг жамиятдаги функцияси ва трансформациясига узвий боғлик ҳолда ривожланиб борганлиги кўрсатиб берилган.
Статья посвящена рассмотрению и раскрытию истории формирования и развития зданий ханака, игравших важную роль в социальной жизни и архитектуре народов средневековой Центральной Азии. Изложен исторический процесс возникновения и становления зданий ханака как результат проникновения в Центральной Азии суфизма и его братских обществ. Показано, что формирование и развитие архитектуры этих зданий напрямую связано с функцией суфизма и его жизненными трансформациями в зодчестве Центральной Азии.
The article is devoted to the review and disclosure of the history of the formation and development of the khanak buildings that played an important role in the social life and architecture of the peoples of medieval Central Asia. The historical process of the emergence and formation of the khanak buildings because of the penetration of Sufism and its fraternal societies in Central Asia is outlined. It is shown that the formation and development of the architecture of these buildings is directly related to the function of Sufism and its vital transformations in the architecture of Central Asia.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | Uralov A.S. | Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт | |
2 | Maxmatkulov I.T. | Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | Джаббаров И., Дресвянская Г. Духи, свя- тые, боги Средней Азии. /Очерки по истории ре- лигии. – Ташкент: Узбекистан, 1993. |
2 | Ислам. Энциклопедический словарь. –М., 1991. |
3 | Маньков ская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии. IХ-начало XX вв. - Ташкент, 1980. |
4 | Ал-Истахри. Китаб масалик ал-мамалик. кн.: Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып. 1. – М., 1973. |
5 | Суфизм в контексте мусульманской культуры. – М.: Наука, 1989. |
6 | Пугаченкова Г.А. Ханака Бахауддина. // Маскан. 1993. № 7-8. |
7 | Каримов И. Тасаввуф. Ташкент: Шарқ, 2004. |