354

Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня безопасности полётов в
гражданской авиации на примере анализа психологических показателей, определяющих рабочее
состояние авиадиспетчеров. Проделан анализ основных факторов, которые вызывают нарушение
функциональных действий и принятия верных управленческих, консультативных и
информационных решений в процессе управления движением воздушных судов. Определены
основные требования, предъявляемые к речи авиадиспетчеров. Обозначена необходимость
совершенствования речи, что в значительной мере поможет минимизировать недопонимание
среди авиадиспетчеров и пилотов. Выработка соответствующих научно обоснованных
рекомендаций на основе проведенного исследования факторов, негативно отражающихся на
эффективности работы авиадиспетчеров, для учебного процесса речевой подготовки и
переподготовки даст ощутимые результаты в части гарантированного обеспечения безопасности
полетов.

 

  • Internet ҳавола
  • DOI
  • UzSCI тизимида яратилган сана 23-02-2020
  • Ўқишлар сони 330
  • Нашр санаси 30-09-2019
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони101-108
Русский

Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня безопасности полётов в
гражданской авиации на примере анализа психологических показателей, определяющих рабочее
состояние авиадиспетчеров. Проделан анализ основных факторов, которые вызывают нарушение
функциональных действий и принятия верных управленческих, консультативных и
информационных решений в процессе управления движением воздушных судов. Определены
основные требования, предъявляемые к речи авиадиспетчеров. Обозначена необходимость
совершенствования речи, что в значительной мере поможет минимизировать недопонимание
среди авиадиспетчеров и пилотов. Выработка соответствующих научно обоснованных
рекомендаций на основе проведенного исследования факторов, негативно отражающихся на
эффективности работы авиадиспетчеров, для учебного процесса речевой подготовки и
переподготовки даст ощутимые результаты в части гарантированного обеспечения безопасности
полетов.

 

Ўзбек

Maqolada havo harakatini nazorat qiluvchi operatorlarning operatsion maqomini aniqlaydigan
psixologik ko'rsatkichlar tahlili misolida fuqarolik aviatsiyasida parvozlar xavfsizligini oshirishning
dolzarb masalalariga bag'ishlangan. Funktsional hatti-harakatlarning buzilishiga olib keladigan asosiy
omillarni tahlil qilish va samolyotlarni nazorat qilish jarayonida to'g'ri boshqaruv, maslahat va axborot
qarorlar qabul qilish amalga oshirildi. Havo harakatni boshqaruvchi nutqining asosiy talablari aniqlandi.
Yaxshilangan nutqning zarurligi ko'rsatiladi, bu esa havo harakatini boshqaruvchi va uchuvchilar
o’rtasida noto’g’ri tushunishni kamaytirishga katta yordam beradi. O’tkazilgan tadqiqodga asoslanib
ilmiy asoslangan tavsiyalarni, o’qitish va qayta o’qitish jarayoni uchun havo harakatini
boshqaruvchilarning samaradorligiga salbiy ta’sir ko’rsatadigan omillarni ishlab chiqish kafolatlangan
parvoz xavfsizligi nuqtai nazaridan sezilarli natijalarga olib keladi.

 

English

The article is devoted to the actual problem of increasing the level of flight safety in civil
aviation on the example of the analysis of psychological indicators that determine the operational status of
air traffic controllers. The analysis of the main factors that cause the violation of functional actions and
the adoption of correct managerial, advisory and informational decisions in the process of aircraft traffic
control has been done. The basic requirements for speech air traffic controllers. The need for improved
speech is indicated, which will greatly help to minimize misunderstanding among air traffic controllers
and pilots. The development of relevant scientifically based recommendations based on the conducted
research of factors negatively affecting the efficiency of air traffic controllers for the training process of
speech training and retraining will give tangible results in terms of guaranteed flight safety.
 

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 Shamsiev Z.Z. _ _
2 Sharipova A.R. _ _
Ҳавола номи
1 Обеспечение безопасности полётов при управлении воздушным движением. Учебн. пособие / Сост. Стионов М.В., Князевский Д.А. Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2010. – 67 с.
2 Implementing safety management system in aviation / Alan J. Stolzer, Carl D. Halford, John J. Coglia. New York, 2016.  407 p.
3 Розов С.А. Определение уровня безопасности полётов с учётом проявления человеческого фактора, внешней среды и безотказности авиационной техники: Дисс…. докт. Техн.наук. М. 2001.  225 с.
4 А.С.Козлов Человеческий фактор и система обеспечения безопасности полётов. Научный вестник МГТУ ГА , 2012. № 182- С. 84-88.
5 Рабалкина А.Л., Спирин А.С., Трусова Е.И. Уменьшение влияние неблагоприятных внешних условий в аэропортах местного значения //Научный вестник МГТУ ГА. 2018. Том 21, № 03- С. 101 – 114.
6 Рыбалкина А.А., Спирин А.С. Определение уровня безопасности полётов на основе синтеза метеоинформации // Надёжность и качество сложных систем. М.: 2015 № 3 (11). - С. 39-44.
7 Рыбалкина А.Л., Спирин А. С. Развитие радиолокационного геофизического мониторинга окружающей среды с целью повышения уровня безопасности полётов // Научный вестник МГТУ ГА. М., 2015. №222. - С. 138-142.
8 http://olymp.as-club.ru/publ/arkhiv_rabot. /odinnadcataja_olimpiada_2013_14_uch_god /prichiny_katastrof_vozdushnykh_sudov/32-1-0-946.
9 Контроль факторов угрозы и ошибок при управлении воздушным движением: ICAO DOC, 2008.
Кутилмоқда