254

Мақолада Ўзбекистон Республикаси марказий давлат архиви ҳужжатлари асосида Туркистонда миллий маориф қадимдан ривожланганлиги кўрсатилган. Чор Россияси Туркистонни босиб олгандан кейин мадраса, мактабларни чеклаш сиёсатини амалга оширгани, натижада уларнинг сони камайгани, мударрис, домлалар, муллаваччалар сони озайгани ва бу ҳолат ёшларни тарбиялашга катта зиён етказгани қайд қилинган.

  • Ссылка в интернете
  • DOI
  • Дата создание в систему UzSCI 15-06-2021
  • Количество прочтений 253
  • Дата публикации 13-06-2015
  • Язык статьиO'zbek
  • Страницы55-59
Ўзбек

Мақолада Ўзбекистон Республикаси марказий давлат архиви ҳужжатлари асосида Туркистонда миллий маориф қадимдан ривожланганлиги кўрсатилган. Чор Россияси Туркистонни босиб олгандан кейин мадраса, мактабларни чеклаш сиёсатини амалга оширгани, натижада уларнинг сони камайгани, мударрис, домлалар, муллаваччалар сони озайгани ва бу ҳолат ёшларни тарбиялашга катта зиён етказгани қайд қилинган.

Русский

В статье на основании документов Центрального государственного архива РУз показано, что издавна была развита национальная система просвещения. После завоевания Туркестана Россией проводилась политика ограничения деятельности медресе и мактабов. Отмечено, что в результате данной политики их число уменьшилось, сократилось количество мударрисов и мулл, что нанесло большой ущерб воспитанию местной молодежи.

English

On the basis of the Central Governmental Archives of the Republic of Uzbekista, the article stresses that much attention has always been paid to the development of national educational policy. After invading Turkistan the Russian policy was focused on reducing the national people’s education and limiting quantity of Madrassahs and schools. As a result of reducing their numbers the number of mudarrises, domullas and mullas had been decreased, andconsequently damaged the upbringing of young generation, as it was
reported.

Имя автора Должность Наименование организации
Название ссылки
1 1.Каримов И.А. Ўзбекистон XXI аср бўсағасида: хавфсизликка таҳдид, барқарорлик шартлари ва тараққиёт кафолатлари. – Т.: Ўзбекистон, 1997. 2. Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865 - 1924 гг. ). – М., 1960. 3. Кауфман К.П. Проект всеподданнейшего отчёта генерал-адъютанта К.П. Кауфмана по граждан- скому управлению и устройству в областях Туркестанского генерал-губернаторства. 7.XI. 1867.- 25.III. 1881.-С. Петербург, 1885. 4. Кары-Ниязов Т.Н. Избр. труды. В 8 томах. Т. 5.- Т.: Фан, 1967. 5. Муминов И. Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане. Конец XIX и начало ХХ вв.- Т.: Узгосиздат,1957. 6. Остроумов Н.П. Исламоведение. Введение в курс исламоведения.- Т., 1914. 7. Расулов Б.М. Из истории мусульманских мактабов и медресе Узбекистана. Конец XIX - 20-е годы ХХ в.: Автореф. дис... канд. истор. наук. - Андижан, 1996. 8. Худайкулов А.М. Просветительская деятельность джадидов Туркестана (конец XIX - начало ХХ в.).: Автореф. дис... канд. истор. наук. – Т., 1995. 9. ЎзР МДА, 1-ф., 31-р., 540-иш, 162-в. 10. ЎзР МДА, 1-ф., 12-р., 630-иш, 28-в 11. ЎзР МДА, 47-ф., 1-р., 1252-иш, 18-19-в. 12. ЎзР МДА, 47-ф., 1-р., 601-иш, 160-164-в 13. ЎзР МДА, 47-ф., I-р., 804-иш, 219-в.
В ожидании