Современная медийная среда значительно расширила возможности журналистов в плане оформления и подачи информации. Изменились носители информации, условия ее восприятия и, как следствие, происходят изменения и в теории журналистики. В частности, теоретиками активно разрабатывается категориальный аппарат, соответствующий новым реалиям и позволяющий адекватно представить новые подходы, методы и явления в современных СМИ. Изучая теоретические исследования последних лет, мы сделали вывод, что термины мультимедийный сторителлинг, формат, лонгрид у разных авторов трактуются по-разному. Существует некоторая путаница в определениях и характеристиках таких понятий, как мультимедийный сторителлинг и лонгрид, иногда в теоретических трудах данные понятия отождествляются. Также в теории еще нет четкой классификации, не понятно, к какой категории отнести эти явления. Опираясь на научно-исследовательские изыскания различных авторов, а также на анализ журналистской практики, в том числе личной практики подготовки мультимедийных проектов в формате сторителлинга, мы попытались изложить свою точку зрения на проблему и обосновать свое понимание данных явлений, имеющих категориальное значение. В статье понятие мультимедийный сторителлинг нами отнесено к категории формат, обоснована неполнота понятий метод и жанр для этого сложного явления в современной журналистике. Определена категория понятия лонгрид по отношению к понятию мультимедийный сторителлинг как субформат, так как мультимедийный сторителлинг – явление более широкое. Далее нами рассмотрены характеристики лонгрида. Определено место лонгрида в жанровой системе современной мультимедийной журналистики. Обосновано более четкое определение, нежели общепринятое: «текст для долгого чтения».
Современная медийная среда значительно расширила возможности журналистов в плане оформления и подачи информации. Изменились носители информации, условия ее восприятия и, как следствие, происходят изменения и в теории журналистики. В частности, теоретиками активно разрабатывается категориальный аппарат, соответствующий новым реалиям и позволяющий адекватно представить новые подходы, методы и явления в современных СМИ. Изучая теоретические исследования последних лет, мы сделали вывод, что термины мультимедийный сторителлинг, формат, лонгрид у разных авторов трактуются по-разному. Существует некоторая путаница в определениях и характеристиках таких понятий, как мультимедийный сторителлинг и лонгрид, иногда в теоретических трудах данные понятия отождествляются. Также в теории еще нет четкой классификации, не понятно, к какой категории отнести эти явления. Опираясь на научно-исследовательские изыскания различных авторов, а также на анализ журналистской практики, в том числе личной практики подготовки мультимедийных проектов в формате сторителлинга, мы попытались изложить свою точку зрения на проблему и обосновать свое понимание данных явлений, имеющих категориальное значение. В статье понятие мультимедийный сторителлинг нами отнесено к категории формат, обоснована неполнота понятий метод и жанр для этого сложного явления в современной журналистике. Определена категория понятия лонгрид по отношению к понятию мультимедийный сторителлинг как субформат, так как мультимедийный сторителлинг – явление более широкое. Далее нами рассмотрены характеристики лонгрида. Определено место лонгрида в жанровой системе современной мультимедийной журналистики. Обосновано более четкое определение, нежели общепринятое: «текст для долгого чтения».
Замонавий медиа муҳити ахборотни шакллантириш ва узатиш борасида журналистларнинг имкониятларини анча кенгайтирди. Ахборот истеъмолчилари, англаш шартлари ўзгарди ва оқибатда журналистика назариясида ҳам ўзгаришлар содир бўлмоқда. Хусусан, назариячи олимлар томонидан янги воқеликларга мутаносиб ва замонавий ОАВлардаги ёндашувлар, усуллар ва ҳодисаларни етарлича тасаввур қилишга имкон берувчи категориялар аппарати фаол ишлаб чиқилмоқда. Сўнгги йилларда ўтказилган назарий тадқиқотларни ўрганиб натижасида шундай хулосага келдикки, “мультимедиавий сторителлинг”, “формат”, “лонгрид” атамалари турли муаллифлар томонидан турлича талқин этилган. “Мультимедиавий сторителлинг” ва “лонгрид” каби тушунчаларнинг таъриф ва тавсифларида бирмунча чалкашликларга йўл қўйилган, баъзи назарий ишларда мазкур тушунчалар айнан бир хил маънони англатади. Шунингдек, назарияда аниқ тавсифлар берилмаган, мазкур ҳодисаларни қайси категорияга тегишли эканлиги мавҳумлигича қолган. Турли муаллифларнинг илмий-тадқиқот ишларига, шунингдек, журналистика амалиёти, шу жумладан, сторителлинг форматидаги мультимедиавий лойиҳаларни тайёрлашдаги шахсий амалиётимиз таҳлилига таянган ҳолда, муаммога шахсий нуқтаи назаримизни баён этишга ва категориал мазмунга эга мазкур ҳодисалар ҳақидаги тушунчамизни асослаб беришга ҳаракат қилдик. Шундай қилиб, “мультимедиавий сторителлинг” тушунчасини кўриб чиқдик ва уни “формат” категориясига киритдик, замонавий журналистикадаги бундай мураккаб ҳодиса учун “усул” ва “жанр” категорияларининг тўлиқ эмаслигини асослаб бердик. “Субформат” сифатида “мультимедиавий сторителлинг” тушунчасидан фарқли “лонгрид” тушунчасига таъриф бердик, чунки мультимедиавий сторителлинг — нисбатан кенгроқ тушунча. Сўнгра, лонгрид тавсифларини кўриб чиқиб, замонавий мультимедиавий журналистика тизимида лонгриднинг ўрнини аниқладик ва умумқабул қилинган “узоқ вақт мутолаа қилишга мўлжалланган матн” таърифидан фарқли ўлароқ, анча аниқ таърифни асослаб бердик.
The modern media environment has greatly expanded the ability of journalists in terms of design and presentation of information. The information carriers, the conditions of perception have changed, and as a result, there are changes in the theory of journalism, which should describe the categorical apparatus for new approaches, methods and phenomena. Studying the theoretical studies of modern authors, we concluded that different authors interpret the terms “multimedia storytelling”, “format”, longread differently. There is some confusion about the phenomena of multimedia storytelling and longread. Often authors identify these concepts. Also, in theory, there is no clear definiteness to which category these phenomena belong. Based on the theoretical descriptions of various authors, as well as an analysis of journalistic practice, including the practice of preparing multimedia projects in the storytelling format of the author of the article, we tried to clarify the understanding of these terms and the definition of these phenomena in the modern theory of journalism. So, we examined such a concept as “multimedia storytelling”, attributed it to the category “format”, and substantiated the incompleteness of the categories “method” and “genre” for this complex phenomenon in modern journalism. We defined the category of the concept of "Longread" in relation to the concept of "multimedia storytelling" as a "sub-format", since multimedia storytelling is a broader phenomenon. Next, we examined the characteristics of Longread. They determined the place of longread in the genre system of modern multimedia journalism. They tried to give a clearer definition than the generally accepted one: "text for a long reading."
№ | Имя автора | Должность | Наименование организации |
---|---|---|---|
1 | Osmanova D.N. | Преподаватель Кафедра международной журналистики и PR | Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана |
№ | Название ссылки |
---|---|
1 | Бобков А. К. Основы творческой деятельности журналиста. — Иркутск: Иркут. ун-т., 2005. — 96 с. |
2 | «День, когда кончилась война» https://www.kommersant.ru/projects/9may |
3 | Климко А. Ю. Портретный очерк в формате лонгрида// Медиасреда. — 2017. — № 12. — С. 166–169. |
4 | Колесниченко А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе// Медиаскоп. — 2015. — № 1. — URL: http://www.mediascope.ru/node/1691 (дата обращения: 2. 03.2020). |
5 | «Крымскотатарское эго». — URL: https://www.kommersant.ru/projects/ crimeantatars |
6 | Кульчицкая, Д. Ю. Лонгриды в онлайн-СМИ. Особенности и технология создания. — М.: Аспект-Пресс, 2016. — 80 с |
7 | Лащук О.Р. Термин “формат” в массовой коммуникации //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 6. — С. 38–40. |
8 | Обухов Н. Дизайн в цифровой среде. Теоретический электронный курс по веб-дизайну. — URL: http://tilda.education/digital-design-basic-course (дата обращения 2. 03. 2020) |
9 | Симакова С. И. Журналистика данных как современное направление журналистики //ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. — 2013. — № 1 (11). — С. 52–56. |
10 | Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 288 с. |
11 | «SnowFall: The Avalancheat Tunnel Creek». — URL: http://www.nytimes.com/ projects/2012/snow-fall/index.html#/?part=tunnelcreek |
12 | Солганик Г.Я. Формат и жанр как термины // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 6. — С. 22–24. |
13 | Сурикова Т.И. Смысловое поле понятия “формат” в массовой коммуникации Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 6. — С. 26 –28. |
14 | Тертычный А. А. Жанры периодической печати. — М.: Аспект Пресс, 2000, — 312 с. |
15 | «Нow ebola roared back» https://www.nytimes.com/2014/12/30/health/howebola-roared-back.html |
16 | Шевченко, Л. Н. Лонгрид как нарративный текст. Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи»: материалы I Международной научнометодической конференции. — М., 2018. — С. 86–91 |
17 | Шпилева Д.В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/longread-kakaktualnyy-zhurnalistskiy-metod-podachi-informatsii С.103–107 (дата обращения 02.03.2020) |
18 | Шустова О.И. Пространство медиаискусства. — СПб.: Алтейя, 2013. — 132 с. |