В статье автор показывает открытия в вопросах идеологии кельтеминарской культуры на примере могильника Тумек-Кичиджик. Также раскрывает взаимовлияния традиций погребального обряда в период неолита. Выявляет общие особенности кельтеминарской культуры в вопросах идеологии. Значение исследования погребального сооружения, инвентаря и позы умершего. Указывает на связь традиций в погребальном обряде народов Средней Азии с древними религиозными верованиями их предков. Уточняет роль погребальных обрядов в формировании религиозного мировоззрения в неолитический период.
Определяет особенности в устройстве могил. Характеризует значение расположения костяка. Выделяет различия погребальных обрядов кельтеминарской культуры с другими культурами.
Отмечаетхронологическуюструктурукельтеминарскойкультуры.
МақоладаТумек-Кичиджик қабристони мисолида Калтаминор маданияти вакилларининг мафкураси ёритиб берилган. Дафн маросимлари анъаналарининг неолит даврига хос ўзаро боғлиқлик жиҳатлари кўрсатиб ўтилган. Калтаминор маданияти вакилларининг мафкуравий масалада асосан, ўзаро ўхшаш томонлари бўлган. Дафн иншоотларининг типлари, буюмлар, жасадларнинг ётиш ҳолатлари аниқланган.
Ўрта Осиё халқларининг оилавий-маиший урф-одатларидаги ўзига хос магикаломатларининг аждодлардан сақланиб қолган дафн маросимларидаги энг қадимги диний эътиқодлар билан боғлиқ жиҳатлари аждодлар руҳини ва табиатни эъзозлаш анъанаси мисолида кўрсатиб ўтилган. Неолит давридаги диний дунёқарашларнинг шаклланишида дафн маросимларининг роли таъкидланган. Қабрларнинг жойлашув ўрни ҳам масала моҳиятини очиб берган. Суякларни сақлаб қолиш одати таҳлил этилган. Калтаминор маданияти дафн маросимларининг бошқа маданиятлардан фарқли томонларига аниқлик киритилган. Калтаминор маданиятининг даврий санаси кўрсатиб ўтилган.
В статье автор показывает открытия в вопросах идеологии кельтеминарской культуры на примере могильника Тумек-Кичиджик. Также раскрывает взаимовлияния традиций погребального обряда в период неолита. Выявляет общие особенности кельтеминарской культуры в вопросах идеологии. Значение исследования погребального сооружения, инвентаря и позы умершего. Указывает на связь традиций в погребальном обряде народов Средней Азии с древними религиозными верованиями их предков. Уточняет роль погребальных обрядов в формировании религиозного мировоззрения в неолитический период.
Определяет особенности в устройстве могил. Характеризует значение расположения костяка. Выделяет различия погребальных обрядов кельтеминарской культуры с другими культурами.
Отмечаетхронологическуюструктурукельтеминарскойкультуры.
In the article, the author reveals the questions of the ideology of Kelteminar culture on the example of the Tumek- Kichidzhik burial ground. The mutual influences of the traditions of the funeral rite in the Neolithic age have also been shown. The common features of Kelteminar culture in questions of ideology have been determined. The exploration of the sepulchral construction, the meaning of the inventory and pose of dead have been shown. The demonstration of the connection of individual magic elements in family living rites of the Central Asian people with an ancient religious beliefs, their primitive ancestor in funeral rite, a role of the obsequial rites in formation of the religious work-view in Neolithic Period have been under the discussion. The essence of the location of the graves and the preservation of bone remains. are characteristic to the Kelteminar culture. The chronological framework of the Kelteminar culture is indicated.
№ | Имя автора | Должность | Наименование организации |
---|---|---|---|
1 | Gordeeva Y.. | 1 | O‘zFA |
№ | Название ссылки |
---|---|
1 | 1. Алёкшин В.А. Социальная структура и погребальный обряд древнеземледельческих обществ. - Л., 1986. |
2 | 2. Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. −М., 1990. |
3 | 3. Брюне Ф. О новом исследовании неолитической кельтеминарской культуры // Археология и история Центральной Азии в трудах французских учёных. -Т. I. −Самарканд, 2014. |
4 | 4. Виноградов А.В. Древние рыболовы и охотники среднеазиатского Междуречья. −М., 1981. |
5 | 5. Виноградов А.В. Итина М.А. и др. Древнейшее население низовий Амударьи. −М., 1986. |
6 | 6. Гулямов Я.Г. Первобытная культура в низовьях Зарафшана. −Т.: 1966. |
7 | 7. Итина М.А. Памятники первобытной культуры Верхнего Узбоя, СА. −Вып.№1, 1985. |
8 | 8. Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. −М., 1962. |