Ushbu maqola talabalarning algoritmlashga oid fikrlashini rivojlantirishga yo‘naltirilgan bo‘lib, unda algoritmlashning inson hayotida uchraydigan turli amaliy jarayonlar uchun tadbiq etish mumkinligi asoslangan. Suningdek, talabalar uchun algoritmlarni qurish jarayonida Crocodile ICT dasturidan foydalanish bo‘yicha taklif va metodik tavsiyalar ishlab chiqilgan. Algoritmik fikrlashni rivojlantirish bo‘yicha pedagogik tadqiqot algoritmlarning asosiy turlari, ya’ni chiziqli, tarmoqlanuvchi va takrorlanuvchi algoritmlarga nisbatan olib borilgan.
Ushbu maqola talabalarning algoritmlashga oid fikrlashini rivojlantirishga yo‘naltirilgan bo‘lib, unda algoritmlashning inson hayotida uchraydigan turli amaliy jarayonlar uchun tadbiq etish mumkinligi asoslangan. Suningdek, talabalar uchun algoritmlarni qurish jarayonida Crocodile ICT dasturidan foydalanish bo‘yicha taklif va metodik tavsiyalar ishlab chiqilgan. Algoritmik fikrlashni rivojlantirish bo‘yicha pedagogik tadqiqot algoritmlarning asosiy turlari, ya’ni chiziqli, tarmoqlanuvchi va takrorlanuvchi algoritmlarga nisbatan olib borilgan.
Данная статья направлена на развитие мышления учащихся по построению алгоритмов, исходя из того, что алгоритмы могут быть применены к
различным практическим процессам, встречающимся в жизни человека. Также разработаны предложения и методические рекомендации для студентов по использованию Crocodile ICT в процессе построения алгоритмов. Педагогические исследования по развитию алгоритмического мышления проводились применительно к основным типам алгоритмов: линейным, ветвящимся и итерационным алгоритмам.
This article is aimed at developing students’ thinking on the construction of algorithms, based on the fact that algorithms can be applied to various practical processes encountered in human life. Also, proposals and guidelines for students on the use of Crocodile ICT in the process of building algorithms have been developed. Pedagogical research on the development of algorithmic thinking was carried out in relation to the main types of algorithms: linear, branching and iterative algorithms.
№ | Имя автора | Должность | Наименование организации |
---|---|---|---|
1 | Toxirov F.J. | o'qituvchi | Navoiy davlat pedagogika instituti |
№ | Название ссылки |
---|---|
1 | Toxirov F.J. Oliy ta’lim muassasalari talabalarining dasturlashga oid algoritmik fikrlashini rivojlantirish muammolari // Муғаллим ҳам узлуксиз билимлендириу илмий -методикалық журнали. ISSN 2181-7138. – Нукус, 2021. – № 5. – Б. 124–127. |
2 | Toxirov F.J. How to create and use elektronic educational resources for the development of students’programming algorithmic thinking // Elektronic journal of actual problems of modern science, education and training. JANUARY, 2022-I ISSN 2181-9750. – Urganch, 2022. – P. 37–42. |
3 | Отаханов Н.А. Объектга йўналтирилган дастурлаш технологияларини ўқитиш услубиёти (Олий ўқув юртлари мисолида) // Педагогика фанлари номзоди илмий даражасини олиш учун тақдим этилган диссертацияси автореферати. – Тошкент, 2009. – 28 б. |
4 | Shodiyev R.D., Kadirov J.A. Maktabgacha yoshdagi bolalarda algoritmik ko‘nikmalarni shakllantirish muammosining dolzarb holati va yechimlar // Academic research in educational sciences. – 2021. Volume 2. Issue 5. 828-833 p. |
5 | Лебедева Т.Н. Формирование алгоритмического мьшления школьников в процессе обучения рекурсивным алгоритмам в профильных классах средней общеобразовательной школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, 2005. – 24 с. |
6 | Телепова Т.П. Педагогический контроль как средство формирования алгоритмических умений самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат педагогических наук. – Оренбург, 2019. – 24 с. |
7 | Мараджабов С.И. Развитие алгоритмического мышления студентов вузов в процессе обучения объектно-ориентированному программированию // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Душанбе, 2018. – 24 с. |
8 | Алтухова С.О., Смирнова И.Н. Формирование алгоритмического мышления студентов вуза в процессе профессиональнопедагогической подготовки // Ученые записки Орловского государственного университета. –№2 (71), – 2016. – С. 200-202. |
9 | Калитина В.В. Формирование программно-алгоритмической компетентности бакалавров информационных направлений при обучении программированию // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Красноярск, 2015. – 159 с. |
10 | Гаврилова И.В. Трит-методика решения алгоритмических задач на уроках информатики в основной школе // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Красноярск, 2019. – 24 с. |
11 | Пушкарева Т.П., Степанова Т.А., Калитина В.В. Дидактические средства развития алгоритмического стиля мышления студентов // Образование и наука. – 2017. Том 19. – № 9. –С.126-143. |
12 | Губина Т.Н. Методические приемы развития алгоритмического мышления будущего учителя информатики // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2016. Том 12. –№ 3-1. – С.6-16. |
13 | Хаконова И.М. Формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы на основе компетентностного подхода // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Майкоп, 2005. – 23 с. |
14 | jurayev D.D. O‘quvchilarning algoritm tuzish ko‘nikmalarini pedagogik dasturiy vositalar yordamida rivojlantirish // Xalq ta’limi ilmiy metodik jurnali. – 2019. – № 6. – B. 116-118 |