83

Ushbu  maqola  talabalarning  algoritmlashga  oid  fikrlashini  rivojlantirishga yo‘naltirilgan  bo‘lib,  unda  algoritmlashning  inson  hayotida  uchraydigan  turli  amaliy  jarayonlar uchun  tadbiq  etish  mumkinligi  asoslangan.  Suningdek,  talabalar  uchun  algoritmlarni  qurish jarayonida  Crocodile  ICT  dasturidan  foydalanish  bo‘yicha  taklif  va  metodik  tavsiyalar  ishlab chiqilgan. Algoritmik fikrlashni rivojlantirish bo‘yicha pedagogik tadqiqot algoritmlarning asosiy turlari, ya’ni chiziqli, tarmoqlanuvchi va takrorlanuvchi algoritmlarga nisbatan olib borilgan.

  • Ссылка в интернете
  • DOI
  • Дата создание в систему UzSCI 20-03-2024
  • Количество прочтений 83
  • Дата публикации 30-06-2022
  • Язык статьиO'zbek
  • Страницы82-89
Ўзбек

Ushbu  maqola  talabalarning  algoritmlashga  oid  fikrlashini  rivojlantirishga yo‘naltirilgan  bo‘lib,  unda  algoritmlashning  inson  hayotida  uchraydigan  turli  amaliy  jarayonlar uchun  tadbiq  etish  mumkinligi  asoslangan.  Suningdek,  talabalar  uchun  algoritmlarni  qurish jarayonida  Crocodile  ICT  dasturidan  foydalanish  bo‘yicha  taklif  va  metodik  tavsiyalar  ishlab chiqilgan. Algoritmik fikrlashni rivojlantirish bo‘yicha pedagogik tadqiqot algoritmlarning asosiy turlari, ya’ni chiziqli, tarmoqlanuvchi va takrorlanuvchi algoritmlarga nisbatan olib borilgan.

Русский

Данная  статья  направлена  на  развитие  мышления  учащихся  по построению  алгоритмов,  исходя  из  того,  что  алгоритмы  могут  быть  применены  к 
различным  практическим  процессам,  встречающимся  в  жизни  человека.  Также разработаны предложения и методические рекомендации для студентов по использованию Crocodile ICT в процессе построения алгоритмов. Педагогические исследования по развитию алгоритмического  мышления  проводились  применительно  к  основным  типам  алгоритмов: линейным, ветвящимся и итерационным алгоритмам.

English

This  article  is  aimed  at  developing  students’  thinking  on  the  construction  of algorithms,  based  on  the  fact  that  algorithms  can  be  applied  to  various  practical  processes encountered in human life. Also, proposals and guidelines for students on the use of Crocodile ICT in  the  process  of  building  algorithms  have  been  developed.  Pedagogical  research  on  the development of algorithmic thinking was carried out in relation to the main types of algorithms: linear, branching and iterative algorithms.

Имя автора Должность Наименование организации
1 Toxirov F.J. o'qituvchi Navoiy davlat pedagogika instituti
Название ссылки
1 Toxirov F.J. Oliy ta’lim muassasalari talabalarining dasturlashga oid algoritmik fikrlashini rivojlantirish muammolari // Муғаллим ҳам узлуксиз билимлендириу илмий -методикалық журнали. ISSN 2181-7138. – Нукус, 2021. – № 5. – Б. 124–127.
2 Toxirov F.J. How to create and use elektronic educational resources for the development of students’programming algorithmic thinking // Elektronic journal of actual problems of modern science, education and training. JANUARY, 2022-I ISSN 2181-9750. – Urganch, 2022. – P. 37–42.
3 Отаханов Н.А. Объектга йўналтирилган дастурлаш технологияларини ўқитиш услубиёти (Олий ўқув юртлари мисолида) // Педагогика фанлари номзоди илмий даражасини олиш учун тақдим этилган диссертацияси автореферати. – Тошкент, 2009. – 28 б.
4 Shodiyev R.D., Kadirov J.A. Maktabgacha yoshdagi bolalarda algoritmik ko‘nikmalarni shakllantirish muammosining dolzarb holati va yechimlar // Academic research in educational sciences. – 2021. Volume 2. Issue 5. 828-833 p.
5 Лебедева Т.Н. Формирование алгоритмического мьшления школьников в процессе обучения рекурсивным алгоритмам в профильных классах средней общеобразовательной школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, 2005. – 24 с.
6 Телепова Т.П. Педагогический контроль как средство формирования алгоритмических умений самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат педагогических наук. – Оренбург, 2019. – 24 с.
7 Мараджабов С.И. Развитие алгоритмического мышления студентов вузов в процессе обучения объектно-ориентированному программированию // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Душанбе, 2018. – 24 с.
8 Алтухова С.О., Смирнова И.Н. Формирование алгоритмического мышления студентов вуза в процессе профессиональнопедагогической подготовки // Ученые записки Орловского государственного университета. –№2 (71), – 2016. – С. 200-202.
9 Калитина В.В. Формирование программно-алгоритмической компетентности бакалавров информационных направлений при обучении программированию // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Красноярск, 2015. – 159 с.
10 Гаврилова И.В. Трит-методика решения алгоритмических задач на уроках информатики в основной школе // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Красноярск, 2019. – 24 с.
11 Пушкарева Т.П., Степанова Т.А., Калитина В.В. Дидактические средства развития алгоритмического стиля мышления студентов // Образование и наука. – 2017. Том 19. – № 9. –С.126-143.
12 Губина Т.Н. Методические приемы развития алгоритмического мышления будущего учителя информатики // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2016. Том 12. –№ 3-1. – С.6-16.
13 Хаконова И.М. Формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы на основе компетентностного подхода // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Майкоп, 2005. – 23 с.
14 jurayev D.D. O‘quvchilarning algoritm tuzish ko‘nikmalarini pedagogik dasturiy vositalar yordamida rivojlantirish // Xalq ta’limi ilmiy metodik jurnali. – 2019. – № 6. – B. 116-118
В ожидании