В статье раскрывается мысль о том, что аналитические жанры журналистики претерпевают серьезные изменения в формате интернета. В виртуальных условиях преодолеваются и игнорируются классические требования к жанру. В отличие от традиционного представления о пяти функциональных стилях — разговорный, художественной литературы, научный, официально-деловой и публицистический, в настоящей публикации приводится обоснование того, что с появлением интернета появился новый, шестой, интернетовский стиль речи. Он характеризуется особым лексическим составом, который не подходит под прежнюю классификацию. Характерными чертами такого стиля являются свободное отношение к канонам жанровой формы, краткость, эмоциональность, личностность, частая безапелляционность, самоуверенность, скоростной режим подготовки материала, универсальность, всеобщность и разностильность. Что касается отношения аудитории и специалистов к данной мысли, то следует отметить, что новые тенденции только поначалу воспринимаются ею как необычные, уже вскоре они становятся привычными. Метод сообщения часто становится методом формирования сознания. При принятии/непринятии новой идеи, концепции или мысли нередко срабатывает безусловный закон нейролингвистического программирования.
В статье раскрывается мысль о том, что аналитические жанры журналистики претерпевают серьезные изменения в формате интернета. В виртуальных условиях преодолеваются и игнорируются классические требования к жанру. В отличие от традиционного представления о пяти функциональных стилях — разговорный, художественной литературы, научный, официально-деловой и публицистический, в настоящей публикации приводится обоснование того, что с появлением интернета появился новый, шестой, интернетовский стиль речи. Он характеризуется особым лексическим составом, который не подходит под прежнюю классификацию. Характерными чертами такого стиля являются свободное отношение к канонам жанровой формы, краткость, эмоциональность, личностность, частая безапелляционность, самоуверенность, скоростной режим подготовки материала, универсальность, всеобщность и разностильность. Что касается отношения аудитории и специалистов к данной мысли, то следует отметить, что новые тенденции только поначалу воспринимаются ею как необычные, уже вскоре они становятся привычными. Метод сообщения часто становится методом формирования сознания. При принятии/непринятии новой идеи, концепции или мысли нередко срабатывает безусловный закон нейролингвистического программирования.
Maqolada jurnalistikaning tahliliy janrlari Internet formati sharoitida katta o‘zgarishlarga uchrayotgani haqida fikr yuritiladi. Virtual muhitda klassik janr talablari yengiladi va e’tibordan chetda qoladi. Akademik V. V. Vinogradovdan farqli o‘laroq, tilshunoslik nazariyasidagi tasnifga ko‘ra, nutqning beshta uslubi mavjud: so‘zlashuv, adabiy, ilmiy, rasmiy-idoraviy va publitsistik uslublar. Bu maqolada internet paydo bo‘lishi bilan yangi, oltinchi, internetcha nutq uslubi paydo bo‘lgani asoslanadi. Mazkur uslub avvalgi tasnifga mos kelmaydigan maxsus leksik tarkib bilan tavsiflanadi. Bu uslubning xarakterli xususiyatlari sifatida janr shaklidagi kanonlar bilan erkin munosabatda bo‘lish, qisqalik, emosionallik, shaxsiyat, qat’iylik, o‘ziga ishonch, material tayyorlashda yuqori tezlikdagi rejim, universallik, ommaviylik va xilma-xillik kabilarni keltirish mumkin. Auditoriya va soha mutaxassislarning bu g‘oyaga bo‘lgan munosabatiga keladigan bo‘lsak, yangi tendensiyalar dastlab noodatiy deb qabul qilinadi va tez orada ular odatiydek qabul qilina boshlaydi. Muloqot usuli ko‘pincha ongni shakllantirish usuliga aylanadi. Yangi g‘oya, tushuncha yoki fikrni qabul qilish / rad etishda neyrolingvistik dasturlashning mutlaq qonuni aksariyat hollarda o‘z samarasini beradi.
The article reveals the idea that analytical genres of journalism are undergoing major changes in the format of the Internet. In virtual environments, classical genre requirements are overcome and ignored. In contrast to the traditional view of the five functional styles — conversational, literary, scientific, official-business and journalistic, this publication provides a justification for the fact that with the advent of the Internet, a new, sixth, Internet-based style of speech has appeared. It is characterized by a special lexical composition that does not fit the previous classification. The characteristic features of this style are a free attitude to the canons of genre form, brevity, emotionality, personality, frequent peremptory, self-confidence, highspeed mode of material preparation, universality, universality and diversity. As for the attitude of the audience and specialists to this idea, it should be noted that new trends are only initially perceived as unusual, and soon they become familiar. The method of communication often becomes a method of forming consciousness. When accepting / rejecting a new idea, concept or thought, the unconditional law of neuro-linguistic programming often works.
№ | Имя автора | Должность | Наименование организации |
---|---|---|---|
1 | Ibragimova N.M. | katta o‘qituvchi | O‘zbekiston jurnalistika va ommaviy kommunikatsiyalar universiteti |
№ | Название ссылки |
---|---|
1 | Аналитические жанры газеты. Хрестоматия. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — С. 43–233. |
2 | Вишнякова-Вишневецкая И.П. Ответственная журналистика в современных условиях. //Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры в информационном постиндустриальном обществе. Материалы международной научно-практической конференции 19-20 ноября 2012 г. Под редакцией М.Г.Боровик, Г.С.Мельник. — СПб, Институт гуманитарного образования; ООО “Книжный Дом”, 2012 г. — 71 с. |
3 | Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. СПб: Изд-во Михайлова В.А. 1999. — С. 68–70. |
4 | Гуревич С.М. Номер газеты: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004. — С. 189–202. |
5 | Иванян Р.Г. «Интернетизация» профессиональной деятельности журналистов (на примере социальных журналистов печатных СМИ Санкт-Петербурга)». // Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры в информационном постиндустриальном обществе. Материалы международной научно-практической конференции 19-20 ноября 2012 г. Под редакцией М.Г.Боровик, Г.С.Мельник. — СПб, институт гуманитарного образования; ООО “Книжный Дом”, 2012 г. — 65 с. |
6 | Маматова Я.М. Современная периодическая печать Узбекистана: система, тематика, тенденции и проблемы функционирования. — Т.: Изд-во НОФУз, 2006. — С. 237–240, 254. |
7 | Нам В.С. Аналитические жанры в социальных сетях, на примере «ВКонтакте» // Мировая журналистика: единство многообразия. Сб. науч. ст. /Отв. ред. Ел.В. Мартыненко. В 2-х тт. Т. 2. — М.: РУДН, 2018. — С. 139–143. |
8 | Пак Е.М. Блог как мультимедийный тип текста. — URL: https://docviewer.yandex.uz/view/1130000020157009/?page=1&* |
9 | Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы массовой коммуникации”, 12-14 мая 2011 г. Часть 1. Под ред. проф. В.В.Тулупова. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2011, . — 115 с. |
10 | Смеюха В.В. Женские интернет-ресурсы: виды, функциональные характеристики //Коммуникация в современном мире. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». 12-14 мая 2011 г. Ч.1. Под редакцией проф. В.В. Тулупова. — Воронеж, 2011. — 119 с. |
11 | Теория и практика советской периодической печати. Уч. пос. /Под ред. В.Д.Пельта. — М.: Высшая школа, 1980. — С. 256–332. |
12 | Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. Уч. пос. — М.: Аспект Пресс, 2010. — С. 204-347 с. |
13 | Тоффлер Э. Третья волна. Пер. с англ. М.: АСТ: АСТ Москва, 2020. — 36-37 с. |
14 | Тулупов В.В. Социальные сети и журналистика //Век информации. — 2015. — № 4. Санкт-Петербургский государственный университет. Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций». — СПб: СПбГУ, 2015. —С. 11–14. |