115

Статья посвящена рассмотрению структуры и содержания англоязычной речевой компетенции школьников в образовательном веб-пространстве. Особую актуальность работы определяет ускоренное развитие информационнокоммуникационных технологий, востребованность в молодых кадрах, свободно владеющих иностранным языком и умеющих общаться на иностранном языке на бытовую и профессиональную тематику. В век информационных технологий, когда молодое поколение владеет всем арсеналом современных информационно-коммуникационных технологий, интеграция данных технологий в образовательный процесс, имеющих большой потенциал в формировании английской речевой компетенции, приобретает особую актуальность, поскольку молодое поколение растет в информационном веке и цифровые технологии являются их основной средой общения. Новизна работы состоит в выявлении компонентного состава англоязычной речевой компетенции в образовательном вебпространстве. Компонентами англоязычной речевой компетенции школьников в образовательном веб-пространстве являются мотивационно-побудительный, лингвистический и рефлексивный компоненты. Данные компоненты отражают познавательно-коммуникативную потребность, волевой интерес в коммуникации на английском языке, умения в аудировании, говорении, чтении и письменной речи, умения оценивать и анализировать собственные речевые действия и речевые действия других обучающихся. Автором определяются следующие уровни сформированности англоязычной речевой компетенции по каждым компонентам: продвинутый, средний и начальный.

  • Количество прочтений 115
  • Дата публикации 20-12-2020
  • Язык статьиRus
  • Страницы150-160
Русский

Статья посвящена рассмотрению структуры и содержания англоязычной речевой компетенции школьников в образовательном веб-пространстве. Особую актуальность работы определяет ускоренное развитие информационнокоммуникационных технологий, востребованность в молодых кадрах, свободно владеющих иностранным языком и умеющих общаться на иностранном языке на бытовую и профессиональную тематику. В век информационных технологий, когда молодое поколение владеет всем арсеналом современных информационно-коммуникационных технологий, интеграция данных технологий в образовательный процесс, имеющих большой потенциал в формировании английской речевой компетенции, приобретает особую актуальность, поскольку молодое поколение растет в информационном веке и цифровые технологии являются их основной средой общения. Новизна работы состоит в выявлении компонентного состава англоязычной речевой компетенции в образовательном вебпространстве. Компонентами англоязычной речевой компетенции школьников в образовательном веб-пространстве являются мотивационно-побудительный, лингвистический и рефлексивный компоненты. Данные компоненты отражают познавательно-коммуникативную потребность, волевой интерес в коммуникации на английском языке, умения в аудировании, говорении, чтении и письменной речи, умения оценивать и анализировать собственные речевые действия и речевые действия других обучающихся. Автором определяются следующие уровни сформированности англоязычной речевой компетенции по каждым компонентам: продвинутый, средний и начальный.

Ўзбек

Ushbu maqola o‘quv veb makonida o‘quvchilarning nutq kompetensiyasi tarkibi va mazmunini ko‘rib chiqishga bag‘ishlandi. Ishning dolzarbligi axborot kommunikatsiya texnologiyalarining jadal rivojlanishi, kundalik va professional mavzularda chet tilida erkin muloqot qila oladigan yosh kadrlarga bo‘lgan talab bilan belgilinadi. Axborot texnologiyalari asrida yosh avlod zamonaviy axborot kommunikatsiya texnologiyalarining barcha turlaridan foydalana olishi, ingliz tili nutqiy kompetensiyasini shakllantirishda ushbu texnologiyalarni o‘quv jarayoniga integratsiya qila olishi muhimdir. Chunki yosh avlod axborot asrida o‘sib ulg‘aygan sari
raqamli texnologiyalar ularning asosiy aloqa vositasiga aylanib bormoqda. Ishning yangiligi shundaki, o‘quv veb makonida o‘quvchilarning ingliz tili nutqiy kompetensiyasi tarkibiy qismi aniqlashtirildi. O‘quv veb makonida o‘quvchilarning ingliz tili nutqiy kompetensiyasi tarkibiy qismiga motivatsion-rag‘batlantiruvchi, lingvistik va refleksif komponentlar kiritilgan. Ushbu komponentlar o‘quvchilarning kommunikativ ehtiyojini, ingliz tilida muloqotga bo‘lgan qiziqishini, tinglab tushunish, o‘qish, yozish, gapirish kabi ko‘nikmalarini, o‘zgalarning va o‘zlarining nutq faoliyatlarini baholash hamda tahlil qilish ko‘nikmalarini aks ettiradi. Muallif har bir tarkibiy qism uchun ingliz tili nutqiy kompetensiyasini shakllantirganlik darajasini qo‘yidagi mezonlar bilan belgilaydi: rivojlangan, oraliq va boshlag‘ich.

English

This article is devoted to the consideration of the structure and content of English-language speech competence of schoolchildren in the educational web space. Of particular relevance to the work is determined by the accelerated development of information and communication technologies, the demand for young personnel who are fluent in foreign languages and can communicate on every day, professional topics. In the age of information technology, when the young generation owns the entire arsenal of modern information and communication technologies, the integration of these technologies into the educational process, which has great potential in the formation of English speech competence, is becoming especially relevant. As the younger generation grows up in the information age and digital technologies are their main medium of communication. The novelty of the work is to identify the component composition of English-language speech competence in educational web space. The components of English-language speech competence in educational web space are motivational-incentive, linguistic and reflective components. These components reflect the cognitive and communicative need, strong-willed interest in communication in English, listening, speaking, reading and writing skills, the ability to evaluate and analyze their own speech actions and the speech actions of other students. The author defines the following levels of formation of English-language speech competence for each component: advanced, intermediate and primary.

Имя автора Должность Наименование организации
1 Sabirova G.S. Pedagogika fanlari bo‘yicha falsafa doktori (PhD), doktorant O‘zbekiston Davlat Jahon tillari Universiteti
Название ссылки
1 Решетникова Е.М. Игровая деятельность как средство развития речевой компетенции будущих преподавателей профессионального обучения. Автореф. дисс. … канд.пед.наук. — Саратов, 2007. — 24 с.
2 Масленников И.С. Обратная связь в педагогическом дискурсе и речевая компетентность педагога: точки соприкосновения. — Biсник ЛНУ iменi Тараса Шевченко. — №2 (189). — 2010. — С. 92–98.
3 Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — Москва.: Просвещение, 1991. — 222 с.
4 Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
5 Brown, J. (1988). Social Psychology and Second Language Learning: The Role of Attitudes and Motivation. R. C. Gardner. London: Edward Arnold, 1985. Pp. xiv 208. Studies in Second Language Acquisition, 10(3), 419–421. doi:10.1017/S0272263100007634 (дата обращения 24.02.2020)
6 Мащбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — Москва: Педагогика, 1988. — 192 с.
7 Zolt´n Dörnyei. Motivation in second and foreign language learningю – Language Teaching / Volume 31 / Issue 03 / July 1998, pp 117 - 135 DOI: 10.1017/S026144480001315X, Published online: 12 June 2009 http://www.test01.ippobuk.cv.ua/images/Motivation.pdf (дата обращения 02.03.2020)
8 Краевский В.В., Хуторский А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
9 Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Издво ИП РАН, 2004. — 450 с.
10 Иванчикова Т.В. Формирование речевой компетентности студентов экономических специальностей вуза: ситуационный подход: Дисс. … доктр.пед.наук. — 2010. — 511 с.
11 .Сафанова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: Дисс. … доктр.пед.наук. — Москва, 1992. — 528 с.
12 Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — Москва: Издательство «Наука». — 159 с. — http://www.koob.ru/zhinkin/speech_information
13 .Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2009. — 713 с
14 Выготский Л.С. Мышление и речь. — Изд. 5, испр. — Москва: Издательство «Лабиринт», 1999. — 352 с.
15 A Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. — Электронный ресурс: https://rm.coe.int/16802fc1bf (дата обращения 30.09.2020).
16 Gardner R.C. Motivation and Second Language Acquisition. — https://publish.uwo.ca/~gardner/docs/SPAINTALK.pdf (дата обращения 30.09.2020).
В ожидании