Mazkur maqolada sog‘liq imkoniyatlari cheklangan bolalar inklyuziv ta’limiga bo‘lgan asosiy yondashuvlar, shuningdek, barchaga cheklovlarsiz ta’lim olishni ta’minlash sohasida huquqiy-me’yoriy asoslar lo‘rib chiqilgan. Umumta’lim maktab pedagoglarining inklyuziv ta’lim sharoitida ishlashga kasbiy tayyorgarligini o‘rganish asosida, alohida ta’lim ehtiyojlari bo‘lgan bolalarga ta’lim-tarbiya berish uchun yaratilgan shart-sharoitlar, mavjud yutuqlar hamda inklyuziv ta’limning samaradorligini oshirish yo‘lidagi muammolar tahlil qilinib, inklyuziv maktablarning o‘quv-metodik bazasini shakllantirishga doir tavsiyalar berilgan.
В данной статье рассмотрены основные подходы к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, дана характеристика нормативно-правовой базы для обеспечения доступа к образованию всех детей без исключения.
На основе проведенного исследования профессиональной готовности педагогов общеобразовательных школ к работе в инклюзивных условиях сделан анализ имеющихся достижений и препятствий на пути создания благоприятных условий. Для повышения результативности инклюзивного обучения учащихся с особыми образовательными потребностями даны рекомендации по развитию учебно-методической базы инклюзивных школ.
Mazkur maqolada sog‘liq imkoniyatlari cheklangan bolalar inklyuziv ta’limiga bo‘lgan asosiy yondashuvlar, shuningdek, barchaga cheklovlarsiz ta’lim olishni ta’minlash sohasida huquqiy-me’yoriy asoslar lo‘rib chiqilgan. Umumta’lim maktab pedagoglarining inklyuziv ta’lim sharoitida ishlashga kasbiy tayyorgarligini o‘rganish asosida, alohida ta’lim ehtiyojlari bo‘lgan bolalarga ta’lim-tarbiya berish uchun yaratilgan shart-sharoitlar, mavjud yutuqlar hamda inklyuziv ta’limning samaradorligini oshirish yo‘lidagi muammolar tahlil qilinib, inklyuziv maktablarning o‘quv-metodik bazasini shakllantirishga doir tavsiyalar berilgan.
This article examines the basic approaches to inclusive education for children with special needs and describes the legal and regulatory framework for ensuring access to education for all children without exception.
On the basis of a study carried out on the professional readiness of teachers of general education schools to work in inclusive conditions, an analysis was made of the achievements and obstacles to the creation of favorable conditions. In order to improve the effectiveness of inclusive education for students with special educational needs, recommendations are given on the development of the educational and methodological base of inclusive schools.
№ | Имя автора | Должность | Наименование организации |
---|---|---|---|
1 | Kalbaeva X.. | Специалист | Республиканский центр социальной адаптации детей |
№ | Название ссылки |
---|---|
1 | Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» от 13 октября 2020 года. Режим доступа: http//www.lex.uz, доступ свободный. |
2 | Нуркелдиева Д. Инклюзив таълимнинг самарадорлигига эришиш йуллари [Текст] // Бола ва замон. – 2017. – С. 27–29. |
3 | Умарбекова Ю. Права детей с особыми потребностями на основании принятия принципа равенства и равных возможностей [Текст] // Бола ва замон. – 2017. – № 1. – С. 22–25. |
4 | Усманова Р. Особые родители особых детей [Текст] // Бола ва замон. – 2016. – № 3. – С. 18–19. |
5 | Шомахмудова Р. Качество подготовки кадров – ключевой фактор внедрения инклюзивного образования [Текст] // Бола ва замон. – 2016. – № 3. – С. 20–23. |