Актуальность представленного исследования обусловлена его направленностью на сравнительный анализ творчества двух выдающихся авторов, каждый из которых внес свой вклад в жанр исторического романа. Целью исследования является освещение того, как В. Скотт и Х. Мантел подходят к изображению исторических событий и фигур, отражая их через призму собственных уникальных стилей и исторических интерпретаций. Также подчеркивается, что оба писателя используют детальную историческую достоверность как фундамент для своих произведений, однако их методы изображения персонажей и событий различаются. Вальтер Скотт идеализировал и романтизировал прошлое, поддерживая национальные мифы и стремясь к созданию образа рыцарской нации. Хилари Мантел привносит в исторический роман новый уровень психологической глубины и моральной сложности, представляя своих персонажей в более реалистичном и амбивалентном свете. Автор статьи анализирует различия в нарративной структуре, подходах к персонажам и тематических акцентах, делая ударение на том, как писательская техника каждого автора служит созданию их уникального взгляда на прошлое. Особое внимание уделяется тому, как Мантел использует сложную структуру повествования с несколькими временными линиями и точками зрения, в то время как Скотт предпочитает более традиционное и линейное повествование. Завершая обсуждение влияния произведений обоих писателей на современную историографию, автор дает комплексный взгляд на то, как историческая проза может одновременно быть источником развлечения и серьезным историческим повествованием. В результате данное исследование не только выявляет ключевые общие черты и различия в исторических романах Мантел и Скотта, но и подчеркивает бессмертный характер исторического романа как средства для исследования и понимания прошлого.
The article is concerned with a comparative analysis of the works of two outstanding authors, each of whom has made their contribution to the genre of the historical novel. The research aims to highlight how Mantel and Scott approach the portrayal of historical events and figures, reflecting them through the lens of their own unique styles and historical interpretations. It also emphasizes that both writers utilize detailed historical accuracy as the foundation for their works, yet their methods of depicting characters and events differ. Walter Scott is known for his idealized and romanticized portrayal of the past, upholding national myths and striving to create an image of a polite nation. On the other hand, Hilary Mantel introduces a new level of psychological depth and moral complexity to the historical novel, presenting her characters in a more realistic and ambivalent light. The article analyzes differences in narrative structure, approaches to characters, and thematic emphases, focusing on how each author's writing technique creates their unique view of the past. Particular attention is paid to how Mantel uses a complex narrative structure with multiple timelines and points of view, while Scott favors a more traditional and linear narrative. Concluding with a discussion on the influence of both authors' works on modern historiography, the article provides a comprehensive look at how historical prose can simultaneously be a source of entertainment and a serious historical narrative. The result of the undertaken research not only identifies key commonalities and differences in the historical novels of Mantel and Scott but also emphasizes the timeless nature of the historical novel as a means to explore and understand the past.
Актуальность представленного исследования обусловлена его направленностью на сравнительный анализ творчества двух выдающихся авторов, каждый из которых внес свой вклад в жанр исторического романа. Целью исследования является освещение того, как В. Скотт и Х. Мантел подходят к изображению исторических событий и фигур, отражая их через призму собственных уникальных стилей и исторических интерпретаций. Также подчеркивается, что оба писателя используют детальную историческую достоверность как фундамент для своих произведений, однако их методы изображения персонажей и событий различаются. Вальтер Скотт идеализировал и романтизировал прошлое, поддерживая национальные мифы и стремясь к созданию образа рыцарской нации. Хилари Мантел привносит в исторический роман новый уровень психологической глубины и моральной сложности, представляя своих персонажей в более реалистичном и амбивалентном свете. Автор статьи анализирует различия в нарративной структуре, подходах к персонажам и тематических акцентах, делая ударение на том, как писательская техника каждого автора служит созданию их уникального взгляда на прошлое. Особое внимание уделяется тому, как Мантел использует сложную структуру повествования с несколькими временными линиями и точками зрения, в то время как Скотт предпочитает более традиционное и линейное повествование. Завершая обсуждение влияния произведений обоих писателей на современную историографию, автор дает комплексный взгляд на то, как историческая проза может одновременно быть источником развлечения и серьезным историческим повествованием. В результате данное исследование не только выявляет ключевые общие черты и различия в исторических романах Мантел и Скотта, но и подчеркивает бессмертный характер исторического романа как средства для исследования и понимания прошлого.
Mazkur maqola tarixiy roman janriga o‘z hissasini qo‘shgan ikki taniqli muallifning ijodini qiyosiy tahlil qilishga qaratilgan. Bu tadqiqotning maqsadi Mantel va Skottning o‘ziga xos uslublari va tarixiy talqinlari orqali tarixiy voqealar va shaxslarni tasvirlashga qanday yondashganligini yoritishdan iboratdir. Shuningdek, har ikki yozuvchi ham o‘z asarlarida batafsil tarixiy haqiqatni asos qilib olgan bo‘lib, biroq personaj va hodisalarni tasvirlash uslublari bir-biridan farq qilishiga e’tibor qaratildi. Valter Skott o‘tmishning ideallashtirilgan va romantik tasvirlari, milliy afsonalarni qo‘llab-quvvatlashi va ritsar obrazini yaratishga intilishi bilan mashhur. Xilari Mantel esa tarixiy romanga psixologik va axloqiy yondashuvni yangi pog‘onasini olib keladi, o‘z qahramonlarini yanada real ko‘rinishda taqdim etadi. Maqolada hikoya uslubining tuzilishi, personajlarga yondashuv va mavzularga urg‘u berishdagi farqlar ko‘rib chiqildi, har bir muallifning yozish mahorati o‘tmish haqidagi o‘ziga xos nuqtayi nazarini yaratishga qanday xizmat qilgani ochib berildi. Shuningdek, Mantelning bir nechta zamon liniyalaridan va nuqtayi nazarlardan foydalanib murakkab hikoya tuzilishidan qanday foydalanishiga alohida e’tibor qaratiladi, Skott esa an’anaviy va chiziqli hikoya uslubini afzal ko‘radi. Ikkala muallif asarlarining zamonaviy tarixshunoslikka ta’sirini muhokama qilishni yakunlab, maqolada tarixiy fantastika qanday qilib jiddiy tarixiy hikoyanavislik uchun manba bo‘lishi mumkinligi masalasi har tomonlama ko‘rib chiqildi. Natijada ushbu tadqiqot faqat Mantel va Skottning tarixiy romanlaridagi asosiy o‘xshashlik va farqlarni aniqlabgina qolmay, balki tarixiy romanning o‘tmishni o‘rganish va tushunish vositasi sifatida abadiyligini ham ko‘rsatadi.
№ | Имя автора | Должность | Наименование организации |
---|---|---|---|
1 | NAZAROVA R.S. | 1-bosqich tayanch doktorant | O‘zbekiston Davlat Jahon tillari Universiteti |
№ | Название ссылки |
---|---|
1 | Дезорцева М. А. Метафора театра в исторических романах Хилари Мантел о Томасе Кромвеле // Филологический класс. – 2019. – № 3 (57). – С. 161–166. |
2 | Егорова Л. В. Два века английского романа: коллективная монография. К 70-летию профессора Б. М. Проскурнина / Под ред. О. А. Джумайло. — СПб.: Маматов, 2021. — 368 с. DOI: 10.31425/0042-8795-2023-4-190-193 |
3 | Ерохин В. Н. Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI первой половины XVII в. в современной британской исторической науке. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. — 752 с. |
4 | Жачемукова Б. М., Бешукова Ф. Б. Художественная специфика жанра исторического романа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2011. — №1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-spetsifika-zhanraistoricheskogo-romana (дата обращения: 20.06.2024). |
5 | Журавлева О. А. Поэтика «средней линии» в романах В. Скотта // Филологический класс. — 2023. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-sredney-linii-v-romanah-v-skotta (дата обращения: 22.06.2024). |
6 | Зиновьева К. А. Системы ценностей в романе «Вулфхолл» Х. Мантел // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. — 2023. — №1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-tsennostey-v-romane-vulfholl-hmantel (дата обращения: 19.06.2024). |
7 | Комаровская Т. Е. Исторический роман США ХХ века. — Минск: БГПУ, 2019. — 236 с |
8 | Лазарева Т. Г. Историческое моделирование в романах Вальтера Скотта о Средневековье // Мировая литература в контексте культуры. — 2014. — № 3 (9). — С. 5-15. |
9 | Литвиненко Н. А. Французский исторический роман первой половины XIX века: эволюция жанра. — Москва: УРЛО, 1999. — 163 c. |
10 | Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Новое время / пер. с нем. Й.Лортца. — М., 2000. Т.2. —590 с. |
11 | Лукач Г. Исторический роман. Пер. с нем. — М.: Common place. 2014. — 178 с. |
12 | Орлов С. А. / Исторический роман Вальтера Скотта/ С.А. Орлов — М.: Изд-во Худож. лит., 1965. — С. 222–240. |
13 | Перевезенцева А. Ю. Развитие исторической прозы в английской литературе ХХ века // Вестник ННГУ. — 2011. — № 6-2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-istoricheskoy-prozy-v-angliyskoyliterature-hh-veka (дата обращения: 22.06.2024). |
14 | Проскурнин Б. М. Историческая дилогия Хилари Мантел и «Память жанра» // Филологический класс. — 2016. — № 2 (44). — С. 77–83. |
15 | Реизов Б. Г. История и вымысел в романах Вальтера Скотта. — М.: Изд. АН СССР. Отделение литературы и языка, 1971. — Т. XXX, вып.4. — С. 306–311 |
16 | Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. — Москва; Ленинград: Худож. лит., 1965. — 497 с. |
17 | Рогачевская М. С. Библейские баталии в эпоху короля Генриха VIII (по роману Х. Мантел «Вулфхолл»). — Минск: МГЛУ, 2020. — 201 с. |
18 | Рогачевская М. С. Историческая трилогия Хилари Мантел: средневековый хронотоп и современный дискурс // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти Д. О. Половцева, Минск, 28–29 окт. 2021 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: С. В. Воробьева (гл. ред.) [и др.]. — Минск: БГУ, 2021. — С. 32–36. |
19 | Arias R. Exoticizing the Tudors: Hilary Mantel’s Re-Appropriation of the Past in Wolf Hall and Bring up the Bodies. Exoticizing the Past in Contemporary Neo-Historical Fiction, 2014, pp. 19-36. — URL: https://link.springer.com/chapter/10.1057/9781137375209_2 |
20 | Burrow C. “Wolf Hall” by Hilary Mantel // London Review of Books. — URL: http://www.lrb.co.uk/v31/n08/colin-burrow/how-to-twista-knife |
21 | Mantel H. I Met a Man Who Wasn’t There: Lecture. The Huntington. 19.05.2017. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=kEXatV1hqZo (дата обращения: 22.06.2024) |
22 | Mantel H. Wolf Hall. London: Fourth Estate, 2010, 653 р. |