801

Мақола сўз ясаш уясининг хусусиятлари ва уни ўрганишда рус тилшунослигида мавжуд ёндаш  увлар  тадқиқига  бағишланган. Сўз  ясаш уясига  берилган мавжуд  таърифлар бир-биридан  фарқ  қилади. Бу сўз  ясаш  тизими  ва  сўз  ясаш  уясини  ўрганишда турли ёндаш  увларнинг мавжудлиги  билан, жумладан,  сўз  ясаш уяси қандай тузил  ганва тадқиқотчининг диққат марказида унинг структураси турадими ёки  семантикаси каби масалалар билан боғликдир.

  • Количество прочтений 777
  • Дата публикации 21-03-2019
  • Язык статьиO'zbek
  • Страницы33-45
Ўзбек

Мақола сўз ясаш уясининг хусусиятлари ва уни ўрганишда рус тилшунослигида мавжуд ёндаш  увлар  тадқиқига  бағишланган. Сўз  ясаш уясига  берилган мавжуд  таърифлар бир-биридан  фарқ  қилади. Бу сўз  ясаш  тизими  ва  сўз  ясаш  уясини  ўрганишда турли ёндаш  увларнинг мавжудлиги  билан, жумладан,  сўз  ясаш уяси қандай тузил  ганва тадқиқотчининг диққат марказида унинг структураси турадими ёки  семантикаси каби масалалар билан боғликдир.

Русский

Статья посвящена свойствам словообразовательного гнезда и подходам к его изучению в русской лингвистической науке.Существующие определения словообразовательного гнезда различны, что связано с различными подходами к изучению словообразовательной системы в целом  и  словообразовательного  гнездав  частности;  с  пониманием  того, как словообразовательное гнездоустроено и что находится в фокусе внимания исследователя: его структура или семантика

English

The article is devoted to the study of properties of the word-formation nest and approaches to its  study  in  Russian  linguistic  science.  The  existing  definitions  of  the  word-formation  nest  are  different, which is associated with different approaches to the study of the word-formation system in General and the word-formation nest in particular; with an understanding of how the word-formation nest is arranged and what is in the focus of the researcher's attention: its structure or semantics.

Имя автора Должность Наименование организации
1 ATAEVA R.R. Катта ўқитувчи Мирзо Улуғбек номидаги Ўзбекистон Миллий университети
Название ссылки
1 Тихонов А.Н. Формально-семантические отношения слов в словообразовательном гнезде: Автореф. дисс. докт. филол. наук. – М., 1974. – 35 с.
2 Тихонов С.А. К проблеме типологии словообразовательных цепочек // Актуальные проблемы русского словообразования. –Ташкент, 1985. – С. 53–58
3 Соболева П.А. Словообразовательная полисемия и омонимия. – М.: Наука, 1980. – 294 с.4.Гинзбург Е.Л. Исследование гнезд сложных слов в русском языке на базе аппликативной модели: Автореф. дисс. канд. филол. наук. – М., 1967. –22 с.5.Кубрякова Е.С., Соболева П.А. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании// Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. – С. 5–23. 6.Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. — М.: Наука,1977. – 234 с.7.Лопатин В.В., Улуханов И.С. Словообразовательный тип и способы словообразования // Русс кий язык в национальной школе. – 1969. – No6 – С. 4–10. 8.Евсеева И.В. Комплексные единицы русского словообразования: когнитивный подход. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 312 с.9.Земская Е.А. О некоторых нерешённых вопросах теории синхронного словообразования // Всесоюзная научная конференция по теоретическим вопросам языкознания. 11–16 ноября 1974 г.: Тезисы докладов и сообщений. М., 1974. – С. 45 – 47 10.ТихоновА.Н., Тихонова Е.Н. Проблемы составления гнездового толкового словаря русского языка//Актуальные проблемы русского словообразования. Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 70-летию профессора А.Н.Тихонова. Елец, 2001. – C. 12–15. 11.Соболева П. А. Исследование словообразовательной системы языка на основе аппликативной порождающей модели // Проблемы моделирования языка: ученыезапискиТартуского государственного университета. – Тарту: Издательство Тартуского университета, 1969. Вып. 3. Ч. 2. –C. 157–171. 12.Гинзбург Е.Л. Исследование структуры словообразовательных гнезд // Проблемы структурной лингвистики. – М.: МГУ, 1973. – С. 146–225. 13.Шаумян С.К., Соболева П. А., Альтман В. И., Белокриницкая С. С., Смирнова Г.А. Построение словообразовательного словаря на основе аппликативной порождающей модели // Проблемы моделирования языка: уч. зап. Тартуского государственного университета. Тарту: Издательство Тартуского университета, 1969. Вып. 3. Ч. 2. – С. 183–192. 14.Альтман И. В., Шевчук В. Н. Некоторые результаты сопоставлениясловообразовательных гнезд спомощью искусственного языка-эталона // Сопоставительное изучение словообразования славянских языков. М.: Наука, 1987. – С. 212–215 15.Дударова Л.М. История изучения словообразовательных гнезд // https://vivliophica.com/img-png/34/670728/1.png16.Русская грамматика: в 2 т. / под ред. Н. Ю. Шведовой. – М. : Наука, 1980–1982. – Т. 1. – 784 c. 17.Ширшов И.А. Теоретические проблемы гнездования. – М. : Прометей, 1999. – 236 с.18.Ефремова С.А. Толково-словообразовательный словарь русского языка // https://efremova.slovaronline.com/1796-ANTREPRENERSTVOVAT19.Белякова Г.В. О толково-словообразовательных словарях (на материале толково-словообразовательного словаря «Суффиксальные nomina loci в современном русском языке») // Известия Волгоградского государственного университета, 2008. – С.109 – 112. 20.Дмитриева О. И. Диахрония, синхрония, динамика: проблема синхронно-диахронного исследования словообразовательных подсистем // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2012. – No 2 (16). – С. 42–46. 21.Справочник по этимологии и исторической лексикологии// https://dic.academic.ru/dic.nsf/etymology_terms/11822.Дмитриева О.И. Динамика семантико-словообразовательных подсистем русского языка: историческая динамика словообразовательного гнезда // Вестник Волгоградского 43
4 Гинзбург Е.Л. Исследование гнезд сложных слов в русском языке на базе аппликативной модели: Автореф. дисс. канд. филол. наук. – М., 1967. –22 с.
5 Кубрякова Е.С., Соболева П.А. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании// Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. – С. 5–23.
6 Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. — М.: Наука,1977. – 234 с
7 Лопатин В.В., Улуханов И.С. Словообразовательный тип и способы словообразования // Русс кий язык в национальной школе. – 1969. – No6 – С. 4–10.
8 Евсеева И.В. Комплексные единицы русского словообразования: когнитивный подход. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 312 с
9 емская Е.А. О некоторых нерешённых вопросах теории синхронного словообразования // Всесоюзная научная конференция по теоретическим вопросам языкознания. 11–16 ноября 1974 г.: Тезисы докладов и сообщений. М., 1974. – С. 45 – 47
10 ТихоновА.Н., Тихонова Е.Н. Проблемы составления гнездового толкового словаря русского языка//Актуальные проблемы русского словообразования. Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 70-летию профессора А.Н.Тихонова. Елец, 2001. – C. 12–15.
11 Соболева П. А. Исследование словообразовательной системы языка на основе аппликативной порождающей модели // Проблемы моделирования языка: ученыезапискиТартуского государственного университета. – Тарту: Издательство Тартуского университета, 1969. Вып. 3. Ч. 2. –C. 157–171.
12 Гинзбург Е.Л. Исследование структуры словообразовательных гнезд // Проблемы структурной лингвистики. – М.: МГУ, 1973. – С. 146–225.
13 Шаумян С.К., Соболева П. А., Альтман В. И., Белокриницкая С. С., Смирнова Г.А. Построение словообразовательного словаря на основе аппликативной порождающей модели // Проблемы моделирования языка: уч. зап. Тартуского государственного университета. Тарту: Издательство Тартуского университета, 1969. Вып. 3. Ч. 2. – С. 183–192.
14 Альтман И. В., Шевчук В. Н. Некоторые результаты сопоставлениясловообразовательных гнезд спомощью искусственного языка-эталона // Сопоставительное изучение словообразования славянских языков. М.: Наука, 1987. – С. 212–215
15 Русская грамматика: в 2 т. / под ред. Н. Ю. Шведовой. – М. : Наука, 1980–1982. – Т. 1. – 784 c.
16 Ширшов И.А. Теоретические проблемы гнездования. – М. : Прометей, 1999. – 236 с.
17 Белякова Г.В. О толково-словообразовательных словарях (на материале толково-словообразовательного словаря «Суффиксальные nomina loci в современном русском языке») // Известия Волгоградского государственного университета, 2008. – С.109 – 112.
18 митриева О. И. Диахрония, синхрония, динамика: проблема синхронно-диахронного исследования словообразовательных подсистем // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2012. – No 2 (16). – С. 42–46.
19 Попова А.Р. К вопросу об изоморфизме словообразовательного гнезда и лексико-семантической системы (на примере словообразовательного гнезда с вершиной рука) // Известия ВГПУ, 2009. – С. 70 – 74.
В ожидании