Мақолада тилшуносликнинг тил билан дин боғлиқлигини ўрганадиган янги йўналиши – теолингвистиканинг шаклланиш тарихи ва эволюцияси ўрганилган. Олмон, инглиз, америка, рус ва бошқа славян тилшунослари тадқиқотларидаги теолингвистика муаммоларига тегишли назарий адабиётларнинг қисқача тавсифи берилган. “Теолингвистика” терминидан фойдаланилишига қарамай, олимлар унинг мазмунини моҳиятан турлича маънолар билан тўлдирадилар. Мақолада теолингвистикани оламнинг лисоний манзарасида диний-мифологик онгнингвербаллашувини ўрганувчи тилшуносликнинг мустақил – фанлараро йўналиши сифатида эътироф этиш зарурлигиасосланган.
Мақолада тилшуносликнинг тил билан дин боғлиқлигини ўрганадиган янги йўналиши – теолингвистиканинг шаклланиш тарихи ва эволюцияси ўрганилган. Олмон, инглиз, америка, рус ва бошқа славян тилшунослари тадқиқотларидаги теолингвистика муаммоларига тегишли назарий адабиётларнинг қисқача тавсифи берилган. “Теолингвистика” терминидан фойдаланилишига қарамай, олимлар унинг мазмунини моҳиятан турлича маънолар билан тўлдирадилар. Мақолада теолингвистикани оламнинг лисоний манзарасида диний-мифологик онгнингвербаллашувини ўрганувчи тилшуносликнинг мустақил – фанлараро йўналиши сифатида эътироф этиш зарурлигиасосланган.
В статье рассматривается история зарождения и эволюции теолингвистики – новой лингвистической дисциплины, направленной на исследование взаимодействия языка и религии. Проводится краткий обзор теоретической литературы по проблемам теолингвистики, затрагиваемых в работах немецких, англо-американских, российских и других славянских ученых. Несмотря на использование термина «теолингвистика», ученые вкладывают в его содержание различные смыслы. В статье обосновывается необходимость выделения теолингвистики как самостоятельной междисциплинарной лингвистической дисциплины, призванной изучать отражение мифолого-религиозного сознания в языковой картине мира
The article considers the emergence and evolution of Theolinguistics – a new linguistic discipline that studies the correlation of language and religion. A short overview of theoretical literature by German, English, American,Russian and other Slavonic scholars on the problems of Theolinguistics has shown that using the term “Theolinguistics” the scholars,in fact, understand under this term a variety of phenomena. The article evidences that Theolinguistics should function as independent interdisciplinary linguistic discipline, focusing on the study of reflection of religious and mythological consciousness in linguistic world picture.
№ | Имя автора | Должность | Наименование организации |
---|---|---|---|
1 | GALIEVA M.R. | Филология фанлари номзоди, доцент, Лингвистика ва адабиётшунослик кафедраси | Ўзбекистон Давлат жаҳон тиллари университети |
№ | Название ссылки |
---|---|
1 | Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения). Авт. дис... д.ф.н. –Волгоград, 2007. – 37 с. |
2 | Боллигер Е.И. Сопоставление использования библеизмов в институциональном дискурсе разных культур. Авт. дис... к. ф. н. – Тверь, 2005. – 17 с.3.Бугаева И.В. Язык православной сферы: современное состояние, тенденция развития. Авт. дис... д.ф.н. – М., 2010. – 48 с.4.Булгаков С.Н. Философия имени. – СПб.: Наука, 1998. –448 с.5.Гадомский А.К. Религиозный язык – теолингвистика – языкознание// Учен. зап. ТНУ им. В.И. Вернадского. Серия «Филология» – Симферополь, ТНУ, – Т. 20 (59). –No 1. 2007. – С. 287-292 6.Гадомский А.К. Теолингвистика: история вопроса. Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология», – Симферополь, ТНУ. – Т. 18 (57) – No 1, 2005. –С. 16-25 7.ДубровинаК.Н. Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре. – М.: Флинта-Наука, 2012. –264 с.8.Карасик В. И. Религиозный дискурс//Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сбор. науч. тр. – Волгоград, 1999. – С. 5-19. 9.Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. –М.: Гнозис, 2004. – 390 с.10.Косицына Н.О. Лексика религиозной культуры в идиолекте А.А. Фета: Авт. дис... к. ф. н. – Курск, 2011. – 21 с.11.Кравченко Н. А. К вопросу о статусе теолингвистики в современном языкознании// Записки з романо-германської філології. 2016. – Вип. 2. – С. 27-35. http://nbuv.gov.ua/UJRN/zrgf_2016_2_612.Кремнева А.В. Функционирование библейского мифа как прецедентного текста (на материале произведений Джона Стейнбека). Авт. дис... к.ф.н. – Барнаул, 1999. –23 с.13.Крылова О.А. Церковно-религиозный стиль. – В: Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 612–616 14.Крысин Л.П. Об одной лакуне в системе функциональных стилей современного русского языка//Русский язык в школе. – Москва. – No 3. 1994. – С. 69–79 15.Орлова Н.М. Библейский текст как прецедентный феномен. Авт. дис... д.ф.н. – Саратов, 2010. – 50 с. www.issp.ac.ru/avtoreferat/Orlova_avtoreferat.pdf51 |
3 | Бугаева И.В. Язык православной сферы: современное состояние, тенденция развития. Авт. дис... д.ф.н. – М., 2010. – 48 с. |
4 | Булгаков С.Н. Философия имени. – СПб.: Наука, 1998. –448 с |
5 | Гадомский А.К. Религиозный язык – теолингвистика – языкознание// Учен. зап. ТНУ им. В.И. Вернадского. Серия «Филология» – Симферополь, ТНУ, – Т. 20 (59). –No 1. 2007. – С. 287-292 |
6 | Гадомский А.К. Теолингвистика: история вопроса. Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология», – Симферополь, ТНУ. – Т. 18 (57) – No 1, 2005. –С. 16-25 |
7 | ДубровинаК.Н. Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре. – М.: Флинта-Наука, 2012. –264 с. |
8 | Карасик В. И. Религиозный дискурс//Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сбор. науч. тр. – Волгоград, 1999. – С. 5-19. |
9 | Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. –М.: Гнозис, 2004. – 390 с. |
10 | Косицына Н.О. Лексика религиозной культуры в идиолекте А.А. Фета: Авт. дис... к. ф. н. – Курск, 2011. – 21 с |
11 | Кравченко Н. А. К вопросу о статусе теолингвистики в современном языкознании// Записки з романо-германської філології. 2016. – Вип. 2. – С. 27-35. |
12 | Кремнева А.В. Функционирование библейского мифа как прецедентного текста (на материале произведений Джона Стейнбека). Авт. дис... к.ф.н. – Барнаул, 1999. –23 с. |
13 | Крылова О.А. Церковно-религиозный стиль. – В: Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 612–616 |
14 | Крысин Л.П. Об одной лакуне в системе функциональных стилей современного русского языка//Русский язык в школе. – Москва. – No 3. 1994. – С. 69–79 |
15 | Орлова Н.М. Библейский текст как прецедентный феномен. Авт. дис... д.ф.н. – Саратов, 2010. – 50 с. www.issp.ac.ru/avtoreferat/Orlova_avtoreferat.pdf |
16 | Постовалова В.И. Теолингвистика в современном гуманитарном познании: истоки, основные идеи и направления // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири MagisterDixit. 2012. –No 4. –С. 56-103 http://md.islu.ru |
17 | Прохватилова О.А. Экстралингвистические параметры и языковые характеристики религиозного стиля. Вестник Волгоградского гос. ун-та. –Серия 2. Языкознание. – Вып.5., 2006. – С.69-79 |
18 | СоловьевВ.С. Философские начала цельного знания. –М.: Академический проект. 2011. – 384 с. |
19 | Степаненко В.А. Слово/Логос/Имя – имена – концепт – слова: сравнительно-типологическийанализ концепта «Душа. Seele.Soul» (на материале русского, немецкого и английского языков). Авт. дис...д.ф.н. Иркутск: 2006. – 34 с. |
20 | Чевела О.В. Герменевтика литургической поэзии: историко-лингвистическое исследование. Авт. дис... д.ф.н. Казань. –50 с. |
21 | Четы рина А.М. Лексикографическое представление фрагмента языковой картины мира: православная лексика в «Словаре церковнославянского и русского языка». АКД, СПб, 2008 |
22 | Флоренский П. А. Имена. – М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. – 330 с. |
23 | Bajerowa, I., Puzynina, J. Język religijny. Aspekt fi lologiczny. – W: Encyklopedia katolicka. –Lublin: Towarzystwo Naukowe Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 2000. – T. V I I I. – S. 19–20. |
24 | Bisschops R. Francis J. Metaphor, canon and community: Jewish, Christian and Islamic approaches. (Religions and Discourse Series. Vol 1). 1999. – Frankfurt: Peter Lang. – 307 p. |
25 | Boeve L. Feyaerts K. Metaphor and God-talk. (Religions and Discourse Series. Vol 2). – Frankfurt: Peter Lang. 1999. – 291 p. |
26 | Crystal D. Whatever Happened to Theolinguistics/Religion, Language and Human Mind/Ed. P. Chilton, M. Kopytowska. –New-York: Oxford University Press, 2018. – P. 3-18 |
27 | Crystal D. A Dictionary of Linguistics and Phonetics / D.Crystal. – Harmondsworth: Penguin Books, 2003. – 508 p. |
28 | Heather N. Religious language and critical discourse analysis: ideology and identity in Christian discourse today (Religions and Discourse series, Vol 5). – Frankfurt: Peter Lang. 2000. –319 p. |
29 | Makuchowska M. Miejsce języka relijnego w typologii współczesnych odmian polszczyzny. W.: Old Biblii Wujka do współczesnego języka relijnego. Z okazji 400-lecia wydania Biblii ks. Wujka, red. Adamek Z., Koziara S., Tarnow: Bilos, 1999. S. 176-190 |
30 | Moser H. Sprache und Religion. Zur muttersprachlichen Erschlieβung der religiösen Berichts. Dusseldorf. 1964. (Beinefte zur Zeitschrift. Wirkendes Wort 7).Цит. по ГадомскийА.К. Религиозныйязыкилистиль: попыткасистематизациитерминологиитеолингвистики. Учен. зап. ТНУ. Т. 19 (58). No 2.– Симферополь: ТНУ, 2006. –С. 186 |
31 | Noppen J. P. van. Theolinguistics. – Brussels: Studiereeks Tijdschrift Vrije Universiteit Brussel, 1981. New series No 8. –Р.1 www.jova-noppen.tk |
32 | Schermann J. Die Sprache im Gottesdienst. Innsbruck, 1987. (ITHS18). Цит. по Гадомский А.К. Религиозный язык или стиль: попытка систематизации терминологии теолингвистики. Учен. зап. ТНУ. Т. 19 (58). No 2.– Симферополь: ТНУ, 2006.-С. 186 |
33 | Scott M. Religious Language/The Stanford Encyclopedia of Philosophy/ Edward N. Zalta (ed.), 2017. https://plato.stanford.edu/entries/religious-language/ |
34 | Shulte A. Religiöse Rede als Sprechhandlung Eine Untersuchung zur performativen Funktion der Christlichen Glaubens und Verkündigungss-prache. Frankfurt f. M. (u.a .), 1992 (EHS.T . 464). Цит. по Гадомский А.К. Религиозный язык или стиль: попытка систематизации терминологии теолингвистики. Учен. зап. ТНУ. Т . 19 (58). No 2. – Симферополь: ТНУ, 2006. – С. 186 |
35 | Wagner A. Theolinguistik? – Theolinguistik!// Internationale Tendenzen der Syntaktik und Pragmatik/H.O. Spilman, I. Warnke (ed). – Frankfurt a.Main: Peter Lang, 1999. –Р. 507-512 |
36 | Weed J.H. Religious Language. Internet Encyclopedia of Philosophy. A Peer-Reviewed Academic Resourse. 1995. https://www.iep.utm.edu/rel-lang |