419

В  статье  представлены  лингвистические  основы  программированного  обучения устной диалогической речи, базирующиеся на социально и лингвистически обоснованных законах  текстообразования.  Ситуация  вызывает  определенную  интенцию  в  сознании коммуниканта,  который  в  последующих  умственных  и  речевых  действиях  стремится подобрать средства, соответствующие замыслу говорящего. Высокий  уровень  формальности  в  деловом  общении  говорит  о  том,  что  общение, основанное  на  «твердой»  модели,  имеет  не  только  достаточностереотипизированные лингвистические  средства  выражения,  но  и  довольно  стандартные  речевые  действия, которым и следует обучать при программированном обучении.

  • Количество прочтений399
  • Дата публикации07-06-2019
  • Язык статьиRus
  • Страницы99-109
Ўзбек

Мақолада матн шаклланишининг ижтимоий ва лингвистик қонуниятлари негизида оғзаки диалогик нутқни компьютер дастурлари ёрдамида ўқитишнинг лингвистик асослари тақдим этилган.  Муайян  вазиятлар  гапирувчида  муайян  коммуникатив  мақсадларни  вужудга келтиради ва у ўзининг кейинги ақлий ва оғзаки ҳаракатларида ўша мақсадга мос келадиган тил воситаларини топишга ва ишлатишга ҳ аракат қилади.Ишбилармонлик  алоқаларида  қўлланиладиган  расмий  тил  “қаттиқ”  моделга асосланган бўлиб,  у нафақат лингвистик ифода воситаларидаги қолипларнинг кўплигига, балки    коммуникатив  ҳаракатларга  компьютер  дастурлари  ёрдамида  ўқитиш  учун  қулай шароит мавжудлигига  ишора қилади.

Русский

В  статье  представлены  лингвистические  основы  программированного  обучения устной диалогической речи, базирующиеся на социально и лингвистически обоснованных законах  текстообразования.  Ситуация  вызывает  определенную  интенцию  в  сознании коммуниканта,  который  в  последующих  умственных  и  речевых  действиях  стремится подобрать средства, соответствующие замыслу говорящего. Высокий  уровень  формальности  в  деловом  общении  говорит  о  том,  что  общение, основанное  на  «твердой»  модели,  имеет  не  только  достаточностереотипизированные лингвистические  средства  выражения,  но  и  довольно  стандартные  речевые  действия, которым и следует обучать при программированном обучении.

English

This article provides the linguistic foundations of programmed teaching of oral dialogic speech,  which  is  based  on  socially  and  linguistically  based  laws  of  text  formation.  The  situation causes  a  certain  intention  in  the  mind  of  the  communicator,  who  in  entention  mental  and  verbal  actions seeks to pick up the means corresponding to the speaker's plan.The high level of formality in business communication suggests that communication based on a “solid” model has not only fairly stereotyped linguistic means of expression, but also standard speech actions that should be taught in programmed instruction.

Имя автора Должность Наименование организации
1 ALIEV M.C. доцент, Педогогика фанлари бўйича фалсафа доктори (PhD) Ўзбекистон Давлат жаҳон тиллари университети
Название ссылки
1 Андрющенко Т.Я., Батов В.И. и др. Общение. Текст. Высказывание. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 172 с
2 ГвенцадзеМ.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста. – Тбилиси: Ганатлеба, 1986. – 316 с
3 Золотова Г.А. Об основаниях классификаций предложении // Русский язык за рубежом. – 1989. – No 5. – С. 66–73.
4 Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А.Стилистика русского языка. – М.: Высш. шк. 2016. – 464 с.
5 Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 176 с. — (Лингвистическое наследие XX века)
6 Макаров М.Л. Социально-дейктическое измерение стиля // Языковое общение:Процессы и единицы: Межвуз. сб. научн. тр. – Калинин: КГУ, 1988. – С. 77–100.
7 Недобух А.С. Вербальные сигналы мены коммуникативных ролей // Языковое общение: процессы и единицы: Межвуз. сб. научн. тр. – Калинин: КРУ, 1988. – С. I07–115.
8 Рыжков В.Л., Сорокин Ю.Л. Стереотипизация как метод воздействия на аудиторию // Язык как средство идеологического воздействия: Сборник обзоров. – М.: АПН РСФСР, 1983. – С. 96–121.
В ожидании