В статье определяется специфика понятия сюжет применительно к жанру травелога, Представлен анализ роли элементов, не связанных с развитием сюжета, в «Путешествии с Чарли в поисках Америки», при этом внимание сосредоточено на вставных эпизодах. Уста-новлено, что, помимо обеспечения занимательности рассказа о поездке как важного при-знака травелога, рассматриваемые элементы участвуют в создании временной перспек-тивы, усиливают личностное начало в произведении как проявление авторской монологич-ности, с одной стороны, и установки на полифоничность, с другой.
Мақолада травелог жанрига тааллуқли сюжет тушунчасининг ўзига хос хусусиятлари аниқланган. “Чарли билан Американи излаб саёҳат” асарида сюжетнинг ривожланиши билан боғлиқ бўлмаган элементларнинг роли таҳлил қилинган, бунда киритма эпизодларга эътибор қаратилган. Кўриб чиқилаётган элементлар травелогнинг муҳим белгиси бўлган саёҳат ҳақидаги ҳикоянинг қизиқарли бўлишини таъминлашдан ташқари, вақтинчалик истиқболни яратишдаиштирок этади, бир томондан, муаллиф монологик нутқининг намоён бўлишини, иккинчи томондан, полифоникликка асоснинг ўрнатилишига нисбатан шахсий принципни кучайтиради.
В статье определяется специфика понятия сюжет применительно к жанру травелога, Представлен анализ роли элементов, не связанных с развитием сюжета, в «Путешествии с Чарли в поисках Америки», при этом внимание сосредоточено на вставных эпизодах. Уста-новлено, что, помимо обеспечения занимательности рассказа о поездке как важного при-знака травелога, рассматриваемые элементы участвуют в создании временной перспек-тивы, усиливают личностное начало в произведении как проявление авторской монологич-ности, с одной стороны, и установки на полифоничность, с другой.
The article defines the specificity of the concept of the plot in relation to the genre of trav-elogue. An analysis of elements not related to the progress of the plot in Travel with Charley in Search of America is presented with attention focused on inserted episodes. It was found that, in addition to ensuring the entertaining story about the journey as the important trait of travelogue, the elements in question are involved in creating a time perspective, reinforce the personality in the work as an author's monologue, on the on hand, and on polyphony, on the other.
№ | Имя автора | Должность | Наименование организации |
---|---|---|---|
1 | DVORYASHINA V.S. | Ўқитувчи, Рус тилшунослик кафедраси | Ўзбекистон Давлат жаҳон тиллари университети |
№ | Название ссылки |
---|---|
1 | Гончаров А.И. Фрегат «Паллада». — Л.: Наука, 1986. — 880 с. |
2 | Майга А.А. Травелог: специфика жанра // Филология и культура. — 2014. — No3 (37). — С.254–259 |
3 | Мамуркина О.В. Анализ прозаического текста. Учебное пособие. — СПб.: Ленинград-ский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2014. — 84 с |
4 | Местергази Е.Г. Литература non-fiction. Экспериментальная энциклопедия. — М.: Совпадение, 2007. — 327 с. |
5 | Овчарова Е.Э. Проблема жанра в литературе путешествий и философии истории // Вест-ник Санкт-Петербургского университета. 2009. Сер.9. Вып.3. С.86–92. |
6 | Полонский А.В. Травелог и его место в современной журналистике // Вестник ТвГУ. Се-рия «Филология». — 2015. — No 1. — С. 207–215. |
7 | Пономарев Е.Р. Типология советского путешествия: «Путешествие на Запад» в русской литературе 1920–1930-х гг. Дисс. ... докт. филол. наук. — СПб., 2014. — 577 с. |
8 | Стейнбек Джон. Путешествие с Чарли в поисках Америки / Стейнбек Джон. Собр. соч. В 6-ти тт. Т. 6. — М.: Правда, 1989. |
9 | Стеценко Е.А. История, написанная в пути...: (Записки и книги путешествий в американской литературе вв. М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 1999. — 310 с. |
10 | Федоров А.А. Джон Стейнбек. М.: Высшая школа, 1965. — 87 с |
11 | Шачкова В.А. Жанр путешествия в творчестве М. Твена конца 60–70-х гг. XIXвека.Дисс... канд. филол. наук. — Нижний Новгород, 2008. — 209 с. |