349

Ушбу  тадқиқот  ишида  Андижон  вилоятининг  турли  хил  иқлим–географик  зоналарида  жойлашган  мактабларда бошланғич  синф  (7-11  ёш)  ўқувчиларининг  бўй  узунлиги  (см)  солиштирма  тавсифланган.  Бунда  ўғил  болаларда  7-11 ёшда бўй узунлиги ўсиш темпи чўл зонаси, адир олди зонаси ва адир зонасида жойлашган мактаблар кетма–кетлигида бир текисда ортиб бориши ва кейин, тоғ олди зонаси ўтишда сакраш тавсифида ортиши, 9-11 ёш диапазонида эса, ўсиш темпи нисбатан паст бўлиши аниқланган. Ушбу мактабларда 7-11 ёшда қиз болаларда бўй узунлигининг ўсиш темпи чўл зонасида  нисбатан  паст  ва  тоғ  олди  зонасида  юқори  бўлиши  аниқланган,  шунингдек,  ўғил  болаларда  7-11  ёш диапазонида бўй узунлиги кўрсаткичининг ўсиш темпи қиз болаларга нисбатан 1,09 марта юқори бўлиши, ҳар иккала жинс вакилларида бўй кўрсаткичнинг ўсиш темпи 7-9 ёш диапазонида энг юқори қийматда бўлиши аниқланган. 

  • Ссылка в интернете
  • DOI
  • Дата создание в систему UzSCI 23-12-2019
  • Количество прочтений 336
  • Дата публикации 15-04-2019
  • Язык статьиO'zbek
  • Страницы58-62
Ўзбек

Ушбу  тадқиқот  ишида  Андижон  вилоятининг  турли  хил  иқлим–географик  зоналарида  жойлашган  мактабларда бошланғич  синф  (7-11  ёш)  ўқувчиларининг  бўй  узунлиги  (см)  солиштирма  тавсифланган.  Бунда  ўғил  болаларда  7-11 ёшда бўй узунлиги ўсиш темпи чўл зонаси, адир олди зонаси ва адир зонасида жойлашган мактаблар кетма–кетлигида бир текисда ортиб бориши ва кейин, тоғ олди зонаси ўтишда сакраш тавсифида ортиши, 9-11 ёш диапазонида эса, ўсиш темпи нисбатан паст бўлиши аниқланган. Ушбу мактабларда 7-11 ёшда қиз болаларда бўй узунлигининг ўсиш темпи чўл зонасида  нисбатан  паст  ва  тоғ  олди  зонасида  юқори  бўлиши  аниқланган,  шунингдек,  ўғил  болаларда  7-11  ёш диапазонида бўй узунлиги кўрсаткичининг ўсиш темпи қиз болаларга нисбатан 1,09 марта юқори бўлиши, ҳар иккала жинс вакилларида бўй кўрсаткичнинг ўсиш темпи 7-9 ёш диапазонида энг юқори қийматда бўлиши аниқланган. 

Русский

В настоящем исследовании дана сравнительная характеристика длины роста учащихся начальных классов (7-11 лет) школ, расположенных в  разных географическо-климатических зонах  Андижанской  области. В  результате исследований выявлено увеличение длины роста у учащихся начальных классов (7-11 лет) школ, расположенных в разных пустынных, предадырных,  адырных  географическо-климатических  зонах  в  линейной  последовательности, скачкообразное увеличение  в  предгорной  зоне  в  диапазоне  9-11  лет  наблюдается  относительно  низкий  темп  роста.  В  этих  школах выявлен  относительно  низкий  темп  роста  девочек  7-11  лет  в  пустынной  зоне  и  высокий  в  предгорной  зоне,  также  у мальчиков в диапазоне  7-11 лет наблюдается темп  роста  на  1,09 раза  выше, чем  у  девочек. Выявлен самый  высокий показатель темпа роста у представителей обоих полов в диапазоне 7-9 лет.  

English

This study provides a comparative description of the length of growth for primary school students (7-11 years old) of schools located in different geographic and climatic zones of the Andijan region. As a result of the research, an increase in the length of growth in primary school pupils (7-11 years old) located in different – desert, pre-adyr, adyr geographical-climatic zones in a linear sequence, a jump-like increase in the foothill zone, in the range of 9-11 years is observed low growth rate. These schools showed a relatively low growth rate for girls aged 7-11 years in the desert zone and a high growth rate in the foothill zone, and also for boys in the range of 7-11 years old, the growth rate is 1,09 times higher than that of girls. The highest growth rate of both sexes was found in the range of 7-9 years. 

Ключевые слова
Название ссылки
1 Буракова Е.Н. Динамика изменений антропо- метрических показателей у детей Самарского региона в постнатальном периоде онтогенеза // КД. (14.03.01 – анатомия человека). – Самара, 2016. – с. 3-19.
2 Сафронов А.А., Арисланов И.Т. Динамика физического развития и физической подготовлен- ности учащихся 5-6 классов. //Молодой ученый. – 2013. – №7. – с. 455-458.
3 Бассам Х.О., Абдель Разек. Оценка физиче- ского состояния учащихся младших классов (7-12 лет) мужских школ Палестины. //АКД. –Киев, 2000. – с. 3-19.
4 Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. //Киев: Изд-во «Здоровье», 1984. – с. 10-336.
5 Пи л ь к ев и ч Н. Б . Антропометрические показатели физического развития у детей c дефектами зрения в возрасте 7-10 лет. //Лiки Украïни плюс. – 2013. – №2(15). – с. 28-30.
6 Муратова И.В. Оценка физического развития и физической подготовленности учащихся млад- ших классов общеобразовательных школ Респуб- лики Мордовия. //Вестник спортивной науки. – 2009. – №1. – с. 59-61.
7 Ребр ова О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTIKA. - М.: Изд-во «Медиа Сфера», 2002. – с. 5-312.
8 Денисова Л.В., Хмельницкая И.В., Хар- ченко Л.А. Измерения и методы математиче- ской статистики в физическом воспитании и спорте: Учебное пособие для вузов. //Киев: Изд-во «Олимп. л–ра», 2008. – с.7-127.
9 Ефимова Н.В., Мыльникова И.В., Ива- нов А.Г. Оценка физической подготовленности учащихся Иркутской области (по данным мони- торинга). //Фундаментальные исследования. – 2015. – №7 (часть 4). – с. 675-678.
10 Гаврильева К.С. Морфофункциональная характеристика состояния здоровья юных спорт- сменов и эффективность влияния пантовой массы северного оленя на восстановительные процессы организма. //АКД. (14.01.08–педиатрия). – Якутск, 2017. – с. 4-21.
11 Абдыга ныев Н., Шатма нов С.Т., Саттаров А.Э., Карелина Н.Р. Особенности роста антропометрических размеров высоты и ширины лица у школьников в условиях в ы с о к о г о р ь я . / / В е с т н и к О ш с к о г о государственного университета. – 2012. – №3. (Вып. II). – с. 17-19.
12 А н и с и м о в а Е . А . , Л ук и н а Г . А . , Анисимов Д.И. Возрастная изменчивость тотальных размеров тела и типов телосложения женщин. //Медицина и здравоохранение. – 2014. – Т.4. – №6. – с. 918-920.
13 Комиссарова Е.Н., Абдыганыев Н., С а тта р ов А. Э . , Д ж ол д ош ев а Г. Т . Особенности роста массы и длины тела у школьников в условиях высокогорья юга К ы р г ы з с т а н а . / / В е с т н и к О ш с к о г о государственного университета. – 2012. – №3. (Вып. II). – с. 90-92.
В ожидании