293

Статья посвящена творчеству азербайджанского поэта и драматургаГ.Джавида и,в  частности, его  трагедии  «Сиявуш»,  созданной  в  связи  с  тысячелетием  легендарной поэмы  «Шахнаме» АбулкасимаФирдоуси.  Особо  подчеркивается  просветительский подход, предпринятый драматургом к трактовке легенды о Сиявуше и образа главного героя.  Сохраняя  такие  качества  Сиявуша,  как  красота  и  чистота,  неоднократно упомянутые в «Авесте» и конкретно в Яштах, а также в другихдревних зороастрийских текстах, Г.Джавид также подчеркивает его близость к народу и бесконечную любовь к нему.  В  трагедии  Г.Джавида  ярко  изображаются  женские  образы:  неистовая  Судаба, прекрасная  Фарангиз  и  верная  невеста  Ялчина,  демонстрируя  особое  внимание  Г.Джавида-просветителя к значимости и роли женщины в обществе. «Сиявуш» Г.Джавида – это  прекрасная  романтическая  песнь  о  любви  и  ненависти,  о  чести  и  доблести,  о безграничной  преданности  человеку  и  народу,  ставшая  достойным  адаптированным вариантом легендарной «Шахнаме» АбдулкасимаФирдоуси и внесшаявесомый вклад в развитие азербайджанского театра.

  • Количество прочтений281
  • Дата публикации03-10-2019
  • Язык статьиRus
  • Страницы224-233
Ўзбек

Мақола  Озарбойжон  шоири  ва  драматургининг  асарларига,  хусусан,  афсонавий “Шоҳнома” достонининг минг йиллик юбилейи муносабати билан яратилган “Сиёвуш” фожиасини  ўрганишга  бағишланган.  “Сиёвуш”  афсонаси  ва  бош  қаҳрамон  образи талқинидаги  драматургнинг  маърифий  ёндашувига  алоҳида  эътибор  қаратилган. “Авесто”да, аниқроғи, Яштлар ва бошқа қадимий зардуштийлик матнларида кўп маротаба эслатиб ўтилган Сиявушга хос гўзаллик ва поклик каби фазилатларни сақлабган Ҳусайн Жовид ҳам унинг халқ билан яқинлигини ва халқига бўлган чексиз муҳаббатини васф этади.  Саройдан  узоқда  буюк  афсонавий  қаҳрамон — Золлнинг  ўғли  Рустам  қўлида тарбия кўрган Сиёвуш шафқатсизлик ва нодонликни билмайди. Ҳ.  Ж овиднинг  ушбу  асарида  аёллар  образи  муҳим  аҳамиятга  эга.  Ғазабга  тўла Судаба, гўзал Фарангиз ва вафодор Ёлчин каби образлар маърифатпарвар Ҳ. Жовиднинг аёлларнинг  жамиятдаги  ўрни  ва  ролига    алоҳида  муносабатини  намойиш  этади.  Ҳ. Жовиднинг “Сиёвуш” фожиаси — севги ва нафрат, шараф ва қадр-қиммат, инсонга ва одамларга чексиз садоқат ҳақидаги, афсонавий “Шоҳнома”га муносиб мослаштирилган версиясига  айланган  ва  Озарбойжон  театрининг  ривожланишига  катта  ҳисса  қўшиб келаётган ажойиб романтик асар ҳисобланади

Русский

Статья посвящена творчеству азербайджанского поэта и драматургаГ.Джавида и,в  частности, его  трагедии  «Сиявуш»,  созданной  в  связи  с  тысячелетием  легендарной поэмы  «Шахнаме» АбулкасимаФирдоуси.  Особо  подчеркивается  просветительский подход, предпринятый драматургом к трактовке легенды о Сиявуше и образа главного героя.  Сохраняя  такие  качества  Сиявуша,  как  красота  и  чистота,  неоднократно упомянутые в «Авесте» и конкретно в Яштах, а также в другихдревних зороастрийских текстах, Г.Джавид также подчеркивает его близость к народу и бесконечную любовь к нему.  В  трагедии  Г.Джавида  ярко  изображаются  женские  образы:  неистовая  Судаба, прекрасная  Фарангиз  и  верная  невеста  Ялчина,  демонстрируя  особое  внимание  Г.Джавида-просветителя к значимости и роли женщины в обществе. «Сиявуш» Г.Джавида – это  прекрасная  романтическая  песнь  о  любви  и  ненависти,  о  чести  и  доблести,  о безграничной  преданности  человеку  и  народу,  ставшая  достойным  адаптированным вариантом легендарной «Шахнаме» АбдулкасимаФирдоуси и внесшаявесомый вклад в развитие азербайджанского театра.

English

The  article  is  devoted  to  creative  works  by  Azerbaijani  poet  and  playwright  and,  particularly,  his  tragedy  “Siyavush”,  dedicated  to  the  millennium  of  A.  Firdousi’s  legendary poem “Shakhname”. An enlightening approach, undertaken by the dramatist to the interpretation of  the  legend  about  Siyavush  and  to  the  figure  of  the  main  character,  is  especially  highlighted.  Reserving  such  qualities  of  Siyavush  as  beauty  and  purity,  repeatedly  mentioned  in  Avesta  and  exactly  in  Yashtas,  as  well  as  in  other  ancient  Zoroaster  texts,  G.  Djavid  also  emphasizes  his  closeness to ordinary people and eternal love for them.  In the tragedy of G. Djavid female images are brightly depicted: furious Sudaba, beautiful Farangiz and Yalchin’s faithful bride, demonstrating special attention of G. Djavid – enlightener to the significance of women’s role in the society. G. Djavid’s “Siyavush” is a beautiful romantic song  of  love  and  hatred,  honour  and  valour,  of  infinite  devotion  to  a  person  and  people,  which  became  a  suitably  adapted  variant  of  A.  Firdousi’s  legendary  “Shakhname”  and  made  a  considerable contribution to the development of Azerbaijani theatre.

Имя автора Должность Наименование организации
1 ADIGEZALOVA M.N. Ўқитувчи Андижон давлат университети
Название ссылки
1 Cavid H. Əsərləri. Beş cilddə: 4 c., Bakı: Lider nə şriyyat, 2005. — 256 s.
2 Qarayev Ya. Hüseyn Cavid. — Bakı: Bilik, 1982. — 97 s.
3 Благословение Заратуштры [Африн-и-Зартукхшт]. — URL: http://avesta.tripod.com/other/ Aphrin-i-Zartukhsht.htm
4 Бозгир Н. Символ в поэме «Сказание о Сиявуше» «Шахнаме» Фирдоуси: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук (10.01.03). — Душанбе, 2011. — 26 с.
5 Джафар М. Гусейн Джавид — поэт и драматург. — Баку: Язычы, 1982. — 21 с
6 Заманова Э. Эстетика азербайджанского романтизма ХХ века. — Баку: Сяда, 2007. —170 с
7 Мелетинский Е.М. Мифологический словарь. — М.: Советская энциклопедия,1990.— 672 с
8 Навруз — день, в который был похоронен оклеветанный принц Сиявуш. Календарь Зороастра — Сына Звезды. — URL: http://yaroslavova.livejournal.com/1954969.Рак И.В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. — URL: http://annales.info/egipet/rak/iran03.htm
9 Фирдоуси А. Том II, строки 8443–8448. — URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki
10 Фирдоуси А. Шахнаме. Перевод с фарси. — М.: Художественная литература, 1972. — 814 с.
11 Хокироев Р.Г. Художественные и идейно-эстетические особенности поэмы «Сиявуш» АбдулкасимаФирдоуси: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. Наук(10.01.03). — Душанбе,1998. — 22 с.
В ожидании