249

В статье, на базе письменных источников и накопленных археологических данных, рассматривается культово-религиозная жизнь владения Чач (Ташкентский оазис) в раннем средневековье. Эти данные свидетельствуют о том, что при наличии общих черт, духовная культура Чача заметно отличалась от остальных владений. Этот регион практически не затронули ближневосточные и эллинистические влияния. Хотя местная культура в раннем средневековье находилась под известным влиянием Согда, развитие религиозной жизни Чача происходило в русле локальных традиций, сложившихся на базе дозороастрийской религии индоиранских и древнетюркских (предположительно) племен. Влияния инородных религий здесь были незначительны, сравнительно с Согдом, Бактрией-Тохаристаном и др. В целом, культово-религиозные традиции раннесредневекового Чача вписываются в общую канву среднеазиатского зороастризма.

 

  • Название журналаOʻzbekiston tarixi
  • Номер выпуска1/2019
  • Количество просмотров249
  • Ссылка в интернете
  • DOI
  • Дата создание в систему UzSCI03-02-2020
  • Количество прочтений234
  • Дата публикации02-05-2019
  • Язык статьиRus
  • Страницы17-28
Ўзбек

Мақолада, ёзма манбалар ҳамда  бутун ХХ ва ХХI аср бошлари давомида  тўпланган археологик маълумотлар асосида  Чоч мулклиги  (Тошкент воҳаси)нинг диний эътиқодига оид ҳаёти кўриб чиқилган. Олинган маълумотлар умумий жиҳатлардан ташқари, Чочда ўзига хос маънавий маданият мавжуд бўлганлигидан далолат беради. Чунки бу минтақа маданиятига Яқин Шарқ ва эллин маданияти деярли таъсир ўтказмаган бўлса-да, маҳаллий маданият бевосита Суғд маданияти таъсирида бўлган. Чочдаги диний ҳаёт зардуштийлик динигача бўлган ҳинд-эроний ва қадимги туркий  қабилаларининг анъаналари негида шаклланган маҳаллий анъаналарни ўзида акс эттирган. Қолаверса, бу ҳудудга нисбатан ташқи диний таъсир сезилмайди. Умуман олганда, илк ўрта асрлардаги Чочнинг диний эътиқод анъаналари Ўрта Осиё зардуштийлигининг умумий йўналишига мос равишда тараққий топган.

Ключевые слова
Русский

В статье, на базе письменных источников и накопленных археологических данных, рассматривается культово-религиозная жизнь владения Чач (Ташкентский оазис) в раннем средневековье. Эти данные свидетельствуют о том, что при наличии общих черт, духовная культура Чача заметно отличалась от остальных владений. Этот регион практически не затронули ближневосточные и эллинистические влияния. Хотя местная культура в раннем средневековье находилась под известным влиянием Согда, развитие религиозной жизни Чача происходило в русле локальных традиций, сложившихся на базе дозороастрийской религии индоиранских и древнетюркских (предположительно) племен. Влияния инородных религий здесь были незначительны, сравнительно с Согдом, Бактрией-Тохаристаном и др. В целом, культово-религиозные традиции раннесредневекового Чача вписываются в общую канву среднеазиатского зороастризма.

 

English

The article deals with the religious life of the early medieval region of Chach (the Tashkent oasis), on the basis of written sources and archeological data which accumulated of the XX - beginning of the XXI century. These data make it possible to assert that Chach’s spiritual culture was significantly different from culture of other regions. This region was not practically affected by Middle Eastern and Hellenistic influences. The local culture developed under the well-known influence of Sogd. Besides the development of Chach’s religious life took place along the lines of local traditions. The influence of foreign religions is insignificant there. In general, the cult-religious traditions of the early medieval Chach fit into the general outline of Central Asian Zoroastrism.

Ключевые слова
Имя автора Должность Наименование организации
1 Gyul T.I. кичик илмий ходим ЎзР ФА Тарих институти
Название ссылки
1 Буряков Ю.Ф. Канка и Шахрухия. Древние города Чача на Великом шелковом пути. Ташкент, «Yangi nashr» 2011. С. 15 – 20
2 Древние авторы о Средней Азии (VI в. до н.э. – VI в. н.э.). Ташкент, 1940. С. 23.
3 Филанович М.И. К вопросу о раннем урбанизме и особенностях духовной культуры в зоне контактов древних земледельцев и скотоводов (на примере присырдарьинских регионов) // Цивилизации и культуры Центральной Азии в единстве и многообразии. Самарканд – Ташкент, 2010. С. 217.
4 Буряков Ю.Ф. Генезис и этапы развития городской культуры Ташкентского оазиса. Ташкент «ФАН» 1982. С. 103 – 108
5 Алимбай Н. Таблички из Культобе / Материалы интернета: http://www.litgazeta-kz.com/index.php?option=view&id=164
6 Байпаков К.М. Древняя и средневековая урбанизация Казахстана (по материалам исследований Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедиции). Книга I. Урбанизация Казахстана в эпоху бронзы - раннем средневековье. Алматы, 2012. С. 197 – 199.
7 Ртвеладзе Э.В. История и нумизматика Чача (вторая половина III – середина VIII в.н.э.). Ташкент, «Media Land» 2006. С. 121
8 Sims-Williams N., Grenet F. The Sogdian Inscription of Kultobe // «Shygys», № 1, Алматы, 2006. С. 95 – 111
9 Исхаков М., Камолиддин Ш., Бабаяров Г. Титулатура доисламских правителей Чача. Ташкент: ТашГИВ, 2009. С. 41 – 46.
10 Шкода В. Г. Согдийские храмы огня // Журнал "Митра" № 8 (12) 2006 г. Материалы интернета: http://zoroastrian.ru/node/1262
11 Шкода В.Г. Пенджикентские храмы и проблемы религии Согда (V – VIII века). С-Пб.; Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. 22 – 23.
12 Богомолов Г.И., Алимов К.А. Очажные подставки с Эгар и Куруктепе (к вопросу о зооморфных подставках Чача) // ИМКУ № 27. Самарканд, «Регистан», 1996. С. 162 – 163
13 Левина Л.М. Керамика Нижней и Средней Сырдарьи в 1 тыс. н.э. ТХАЭЭ VII. М., «Наука», 1971. С. 73, 110
14 Литвинский Б.А. Кангюйско-сарматский фарн. Душанбе, «Дониш», 1968. С. 49 – 50, 75 – 95.
15 Богомолов Г.И. Образ Гопатшаха в Чаче // ИМКУ № 36. Т., Фан, 2008. С. 133 – 141.
16 Левина Л.М. Керамика Нижней и Средней Сырдарьи в 1 тыс. н.э. М., «Наука», 1971. С. 70, 106 – 109, 165
17 Филанович М.И. О назначении зооморфных сосудов из Ташкента // ОНУ, 1995. №5 – 6 – 7 – 8. Ташкент, «ФАН», 1995. С. 78 – 81.
18 Абдуллаев К.А. Исследование городища Канка (древний Харашкет) в Ташкентском оазисе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ташкент, 1975. С. 89 – 93.
19 Буряков Ю.Ф., Богомолов Г.И. К семантике изображений на оссуарии из кишлака Чанги // ИМКУ № 20. Ташкент, «Фан», 1986. С. 114 – 120
20 Массон М.Е. Ахангеран. Археолого-топографический очерк. Ташкент, Изд. АН УзССР, 1953. С. 52 – 53
21 Филанович М.И., Мукминова Р.Г. Ташкент на перекрёстке истории. Ташкент – 2001. С. 33.
22 Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. Ташкент, «Узбекистан», 2010. С. 98 и след., 116 - 128.
23 Богомолов Г.И. Отражение некоторых мифологических воззрений в раннесредневековой архитектуре Чача и Согда // ИМКУ. Вып. 22. Ташкент, «ФАН», 1988. С. 59.
24 Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. Ташкент, 2010. С. 194 – 197
25 Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. М.-Л., Изд. АН СССР, 1950. С. 272, 282.
26 Филанович М.И. По поводу оссуарного обряда погребения в Ташкенте // Древняя и средневековая археология Средней Азии (к проблеме истории культуры). Т., «ФАН», 1990. С. 92
27 Богомолов Г.И. К изучению оссуарного обряда Чача // ИМКУ № 35. Т., «ФАН», 2006. С. 183, 192 – 193.
28 Мкртычев Т.К. Буддийское искусство Средней Азии (I – X вв.). М., ИКЦ «АКАДЕМКНИГА», 2002. С.15, 197
29 Филанович М.И. О поликонфессиональности в Мавераннахре и Туркестане (ранний ислам, зороастризм, христианство и манихейство) // Востоковедческие чтения памяти Н.П. Остроумова. Т., 2008. С. 190 – 199.
30 Богомолов Г.И. О христианстве в Чаче // Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, «ФАН», 1994. С.71-78.
31 Лурье П.Б. О следах манихеизма в Средней Азии // Согдийцы, их предшественники, современники и наследники. С-Пб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2013. С. 220 – 221, 229
32 Лившиц В. А. Согдийская эпиграфика Средней Азии и Семиречья. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. С. 326 – 332.
33 Раимкулов А. О трех неизвестных типах христианских культовых сооружений Средней Азии // ИМКУ № 34. Самарканд: НИИ археологии АН РУз, 2004. С. 222
34 Сулейманов Р.Х. Древний Нахшеб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э. – VII в. н.э. Самарканд – Ташкент, «ФАН», 2000. С. 243.
В ожидании