364

XIX аср охирида Куба озодлик учун куращди, 1910 йил Мексикада, 1911 йил Хитойда революция бошланди. Адабий кураш авж олди. Давр ёзувчи олдида катта талаблар куйди. Адабий кураш авж олди. Адабиётда ^еч кдчон XIX аср охири ва XX аср бошларидагидек бир вакднинг узида куплаб окимлар юзага келган эмас. Натурализм назарияси Эмиль Золя ишларида илгари сурилди. Эмиль Золя инсонни ураб турган атроф-му^ит, профессионал ме^нат, нарса ва хрдисалар тасвирига катта эътибор каратди. Ёзувчи илмий ва профессионал аникдик билан бу нарсаларни уз асарларида кайта яратади. "Онгсизлик ва уятсизлик" даврининг мантикий натижалари франко-прусс уруши давомида Франциянинг инкдрозига сабаб булди. "Матлубият (Defeat)" асари нафакдт армиянинг, балки шарт-шароит (режим)нинг матлубиятини намоён этади. Золя халкринг патриотлиги,солдат ва офицерларнинг мардлигини хукуматнинг ночорлиги,бошкарувчилик укувининг йукдиги, буржуазиянинг куркокдиги ва соткрнлигига карама-карши куяди. 

  • Ссылка в интернете
  • DOI
  • Дата создание в систему UzSCI 04-02-2020
  • Количество прочтений 348
  • Дата публикации 10-12-2019
  • Язык статьиO'zbek
  • Страницы38-43
Русский

В конце XIX века борется за свою свободу Куба, в 1910 году начинается революция в Мексике, в 1911 году - в Китае. Литературная борьба обостряется. Жизнь выдвигает перед писателем все новые задачи. Пожалуй, ни в одну эпоху не развивалось одновременно столько различных направлений в литературе, как в конце XIX и XX веков. Теория натурализма была изложена в работах Золя. Эмиль З о л я п р и д а в ал б о л ьшо е зн а ч е н и е о п и с ан ию ср еды, о б с т ан о в к и , профессионального труда, вещей, окружающих человека. С почти научной, профессиональной достоверностью воссоздаёт он в своих романах. Закономерным итогом "эпохи безумия и позора" явилось поражение Франции, позорная капитуляция во время франко-прусской войны. Роман "Разгром" посвящён не столько поражению армии, сколько поражению режима. Беспомощности и растерянности правительства, бездарности командования, трусости и продажности буржуазии Золя противопоставляет патриотизм народа, мужество солдат и офицеров.

Ўзбек

XIX аср охирида Куба озодлик учун куращди, 1910 йил Мексикада, 1911 йил Хитойда революция бошланди. Адабий кураш авж олди. Давр ёзувчи олдида катта талаблар куйди. Адабий кураш авж олди. Адабиётда ^еч кдчон XIX аср охири ва XX аср бошларидагидек бир вакднинг узида куплаб окимлар юзага келган эмас. Натурализм назарияси Эмиль Золя ишларида илгари сурилди. Эмиль Золя инсонни ураб турган атроф-му^ит, профессионал ме^нат, нарса ва хрдисалар тасвирига катта эътибор каратди. Ёзувчи илмий ва профессионал аникдик билан бу нарсаларни уз асарларида кайта яратади. "Онгсизлик ва уятсизлик" даврининг мантикий натижалари франко-прусс уруши давомида Франциянинг инкдрозига сабаб булди. "Матлубият (Defeat)" асари нафакдт армиянинг, балки шарт-шароит (режим)нинг матлубиятини намоён этади. Золя халкринг патриотлиги,солдат ва офицерларнинг мардлигини хукуматнинг ночорлиги,бошкарувчилик укувининг йукдиги, буржуазиянинг куркокдиги ва соткрнлигига карама-карши куяди. 

English

At the end of the XIX century Cuba was fighting for its freedom, in 1910 the revolution began in Mexico, in 1911 - in China. Literary struggle escalates. Life puts
forward new challenges for the writer. Literary struggle escalates. Perhaps, in any era did not develop at the same time as many different directions in the literature, as in the end of XIX and in the XX century the Theory of naturalism was given in works of Zola. Emil Zola attached great importance to the description of the environment, professional work, things surrounding people. With almost scientific, professional accuracy he recreates in his novels. The logical result of the" era of madness and shame " was the defeat of France, the shameful capitulation during the Franco-Prussian war. The novel "Defeat" is dedicated not so much to the defeat of the army as to the defeat of the regime. The helplessness and confusion of the government, the mediocrity of command, cowardice and venality of the bourgeoisie Zola contrasts the patriotism of the people, the courage of soldiers and officers.

Имя автора Должность Наименование организации
1 Toirova D.F. Заведующий кафедры "Языков" д.ф.н. (PhD) Самарканский филиал Ташкентского университета информационых технологий
Название ссылки
1 1. Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур / / Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. - Л.: Наука, 1979. - 119 c.
2 2. Ивбулис В.Я. Романтизм и традиционная индийская мысль //Сб . Восток и Запад. Взаимодействие культур. - М., 1987. 155 - 171 c.
3 3. История зарубежной литературы XIX века. Часть первая. - М.: МГУ, 1979. 211-221 с.
4 4. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986. 270-276 с.
5 5. Штейн А.Л История французской литературы - М., 1988. 270-279 с.
6 6. Гололобов М.А Городской текст и ракурсы его интерпритации//Вестник Тамбовского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2008 - Вып.1(57). 178-182 с.
7 7. Гололобов М.А. Парижский дискурс и парижский текст в романе Э.Золя "З ап адн я "// Вестник Тамбовского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2008. -Вып.12(68). - 232-236 с.
8 8. Гололобов М.А. Парижский текст в романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" / / Филология и культура Материалы VI Международного науч.конф 17-19 октября.2007 года / От вред Н.Н. Болдырёв - Тамбов Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007 - 537-539 с.
В ожидании