555

В статье рассматривается функциональный статус форм второго лица местоимений и глаголов в художественно-прозаическом монологе на материале русской прозы первой трети ХХ века. Впервые проводится комплексный анализ форм второго лица местоимений и глагола на примерах из художественных произведений самых ярких представителей орнаментализма: А. Белого, К. Федина, В. Набокова, Ю. Тынянова. Показана модификация функций и семантики данных субъектно-экспрессивных форм синтаксиса на горизонтальном (в синтагматике речевой цепи) и вертикальном (на уровне целого текста) срезах художественного орнаментального произведения. Делается вывод, что данные формы синтаксиса позволяют имитировать в повествовании коммуникативную ситуацию непосредственного общения субъекта речи; служат одним из показателей субъективизации повествования, перехода от внешней, объективной точки зрения на внутреннюю точку зрения субъекта речи; создают игру формами третьего и второго лица местоимений и глаголов, что способствует субъектному расслоению повествования и созданию полифонизма речевой структуры художественного текста; способствуют диалогическим отношениям повествователя или героя произведения с различными типами адресатов (внешним и внутренним). Сопоставление функционирования форм второго лица местоимений и глагола в орнаментальной прозе и стихотворной речи убеждает, что в поэтической прозе данная субъектно-экспрессивная форма полностью раскрывает весь свой семантикофункциональный потенциал.

  • O'qishlar soni 554
  • Nashr sanasi 30-09-2019
  • Asosiy tilRus
  • Sahifalar12
Русский

В статье рассматривается функциональный статус форм второго лица местоимений и глаголов в художественно-прозаическом монологе на материале русской прозы первой трети ХХ века. Впервые проводится комплексный анализ форм второго лица местоимений и глагола на примерах из художественных произведений самых ярких представителей орнаментализма: А. Белого, К. Федина, В. Набокова, Ю. Тынянова. Показана модификация функций и семантики данных субъектно-экспрессивных форм синтаксиса на горизонтальном (в синтагматике речевой цепи) и вертикальном (на уровне целого текста) срезах художественного орнаментального произведения. Делается вывод, что данные формы синтаксиса позволяют имитировать в повествовании коммуникативную ситуацию непосредственного общения субъекта речи; служат одним из показателей субъективизации повествования, перехода от внешней, объективной точки зрения на внутреннюю точку зрения субъекта речи; создают игру формами третьего и второго лица местоимений и глаголов, что способствует субъектному расслоению повествования и созданию полифонизма речевой структуры художественного текста; способствуют диалогическим отношениям повествователя или героя произведения с различными типами адресатов (внешним и внутренним). Сопоставление функционирования форм второго лица местоимений и глагола в орнаментальной прозе и стихотворной речи убеждает, что в поэтической прозе данная субъектно-экспрессивная форма полностью раскрывает весь свой семантикофункциональный потенциал.

Ўзбек

Мақолада ХХ аср бошидаги рус прозаси материаллари асосида бадиий прозаик монологда олмош ва феъллар иккинчи шахс шаклининг функционал ўрни кўриб чиқилган. А. Белий, К. Федин, В. Набоков, Ю. Тинянов каби орнаментализм (безак наср)нинг ёркин намояндалари бадиий асарлари мисолида олмош ва феълларнинг иккинчи шахс шакллари илк бор комплекс таҳлил қилинмоқда. Синтаксиснинг субъектга оид экспрессив шакллари функциялари ҳамда семантикасининг модификацияси бадиий орнаментал асарнинг горизонтал (нутқий занжир синтагматикасида) ва вертикал кесимида (бутун матн сатҳида) намойиш этилган. Синтаксиснинг ушбу шакллари ҳикоя қилишда нутқ субъектини бевосита мулоқотнинг коммуникатив ҳолатига тақлид қилишига имкон беради; ҳикоя қилишда субъективлаштириш кўрсаткичларидан бири сифатида хизмат қилади, субъект нутқининг ташқи – объектив нуқтаи назаридан ички – субъектив қарашга ўтишига хизмат қилади; олмошлар ва феълларнинг учинчи ва иккинчи шахс шакллари ўртасида сўз ўйинини вужудга келтиради, бу эса ҳикоя қилишнинг субъект қатламларига ажралишга ва бадиий матн нутқий структураси полифонизмининг яратилишига сабаб бўлади; ҳикоя қилувчи ёки асар қаҳрамонининг ҳар хил турдаги адресатлар билан (ички ва ташқи) диалогик мулоқотда бўлишига имкон беради, деган хулоса қилиш мумкин. Орнаментал проза ва шеърий нутқда олмош ҳамда феъллар иккинчи шахс шаклларининг қўлланишини қиёслаб айтиш мумкинки, поэтик прозада ушбу субъектга оид экспрессив шакл ўзининг бутун семантик-функционал потенциали — имкониятларини тўла очиб беради.

English

The functional status of the second-person forms of pronouns and verbs in an artistic prose monologue based on the material of Russian prose of the first third of the twentieth century is considered. For the first time, a comprehensive analysis of the second-person forms of the pronouns and the verb is carried out, using examples from works of art by the most prominent representatives of ornamentalism: A. Bely, K. Fedin, V .Nabokov, and Yu. Tynyanov. A modification of the functions and semantics of these subjectively expressive forms of syntax is shown on horizontal (in the syntagmatics of the speech chain) and vertical (at the level of the whole text) sections of the artistic ornamental work. It is concluded that these forms of syntax allow us to imitate the communicative situation of the direct communication of the subject of speech in the narrative; serve as one of the indicators of subjective narrative, the transition from an external, objective point of view to the internal point of view of the subject of speech; create a game with third and second person forms of pronouns and verbs, which contributes to the subject stratification of the narrative and the creation of polyphonism of the speech structure of the literary text; contribute to the dialogical relations of the narrator or the hero of the work with various types (external and internal) of recipients A comparison of the functioning of the second-person forms of the pronouns and the verb in ornamental prose and poetic speech confirms that in subjective prose this subjective-expressive form fully reveals its entire semantic-functional potential.

Muallifning F.I.Sh. Lavozimi Tashkilot nomi
1 Aliyeva E.A. Кандидат филологических наук, доцент Кафедра русской филологии Факультет зарубежной филологии Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека
Havola nomi
1 Azarova A. M., Sibirskii filologicheskii zhurnal, No. 3, 2008, pp. 197-204, available at: http://natalia-azarova.com/cgi-bin/index.pl?p=you_you
2 Alieva E. A. Semantiko-funktsional'nye osobennosti voprosa v khudozhestvennoprozaicheskom monologe (na materiale yazyka russkoi prozy pervoi treti KhKh veka): monografiya. (Semantic and functional features of the issue in an artistic and prose monologue (based on the material of the Russian prose language of the first third of the twentieth century): monograph), Tashkent, 2016, 128 p.
3 Alieva E. A., Vostok-Zapad: aspekty vzaimodeistviya. (East-West: aspects of interaction) Proceedings of the republican scientific and practical Сonference, Tashkent, 2015, pp. 12-15
4 Arkhipova M. V., Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2016, No 11, available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73069
5 Vinokur G. O., Filologicheskie issledovaniya: Lingvistika i poetika, Moscow, 1990, pp. 241- 249
6 Kovtunova I. I. Poeticheskii sintaksis (Poetic Syntax), Moscow, 1986, 208 p.
7 Kovtunova I. I., Russkii yazyk v nauchnom osveshchenii, 2003, No. 1 (5), pp. 23-35.
8 Levin Yu. I., Izbrannye trudy (Selected Works), Moscow, 1998, р. 469-470.
9 Levin Yu. I., Russian Literature, IX, 1981, 197 p.
Kutilmoqda