Актуальность исследования связана с тем, что язык массовой коммуникации в последние десятилетия претерпевает значительные изменения. Современная языковая ситуация характеризуется смешением функциональных стилей в пределах текста и высказывания, либерализацией норм, широким использованием языковой игры, что отражается и в средствах массовой информации. Кроме того, на современном этапе значительно возросла динамика изменения языкового вкуса и языковой моды, в связи с чем каждое новое десятилетие требует нового взгляда и оперативного анализа новаций.Целью исследования является выявление функций различных вариантов антропонимов в стилистической организации публицистического текста. Использованы различные методы лингвистического анализа текста.В результате исследования получены следующие результаты и ключевые выводы: ИС в СМИ становятся способными к расширению ассоциативного поля, изменению коннотаций и превращению в прецедентные феномены, чем способствуют повышению экспрессивности и аттрактивности публицистических текстов. Однокомпонентный антропоним может включать в себя один из трех компонентов традиционной трехчленной антропонимической формулы. Употребление фамильного компонента весьма традиционно. Современная языковая мода проявляется в следующем: в целях создания сатирического эффекта употребляются английские слова-сопроводители с именами политиков славянских государств.Именование известных личностей, часто представителей политической сферы только по имени с использованием при этом неофициальной – деминутивной или гипокористической – формы часто носит явный иронический оттенок. Называние только по отчеству служит средством выражения иронического отношения автора к именуемому, создания сатирического образа. Подобные функции выполняет употребление в медийном пространстве прозвищ, что ранее было категорически недопустимо, особенно по отношению к известным политикам. Новацией является также создание и функционирование в СМИ в качестве самостоятельных онимов инициальных образований.
Актуальность исследования связана с тем, что язык массовой коммуникации в последние десятилетия претерпевает значительные изменения. Современная языковая ситуация характеризуется смешением функциональных стилей в пределах текста и высказывания, либерализацией норм, широким использованием языковой игры, что отражается и в средствах массовой информации. Кроме того, на современном этапе значительно возросла динамика изменения языкового вкуса и языковой моды, в связи с чем каждое новое десятилетие требует нового взгляда и оперативного анализа новаций.Целью исследования является выявление функций различных вариантов антропонимов в стилистической организации публицистического текста. Использованы различные методы лингвистического анализа текста.В результате исследования получены следующие результаты и ключевые выводы: ИС в СМИ становятся способными к расширению ассоциативного поля, изменению коннотаций и превращению в прецедентные феномены, чем способствуют повышению экспрессивности и аттрактивности публицистических текстов. Однокомпонентный антропоним может включать в себя один из трех компонентов традиционной трехчленной антропонимической формулы. Употребление фамильного компонента весьма традиционно. Современная языковая мода проявляется в следующем: в целях создания сатирического эффекта употребляются английские слова-сопроводители с именами политиков славянских государств.Именование известных личностей, часто представителей политической сферы только по имени с использованием при этом неофициальной – деминутивной или гипокористической – формы часто носит явный иронический оттенок. Называние только по отчеству служит средством выражения иронического отношения автора к именуемому, создания сатирического образа. Подобные функции выполняет употребление в медийном пространстве прозвищ, что ранее было категорически недопустимо, особенно по отношению к известным политикам. Новацией является также создание и функционирование в СМИ в качестве самостоятельных онимов инициальных образований.
Тадқиқотнинг долзарблиги оммавий коммуникация тилининг сўнгги йиллари катта ўзгаришларни бошидан кечираётганлиги билан боғликдир. Бугунги кундаги лисоний муайян матн ёки ифода ичида турли функционал услубларнинг аралашиб кетиши, меъёрларнинг либераллашуви, тил билан боғлиқ ўйинлардан кенг фойдаланиш кабилар билан тавсифланади ва бу эса ўз навбатида оммавий ахборот воситаларида ўз аксини топади. Бундан ташқари, бугун лисонийтабъ ва лисоний “мода” ўзгариши динамикаси анча кучайиб кетди. Унга боғлиқ ҳолда ҳар бир янги ўн йиллик янгича қарашларни ва янгиликларнинг тезкор таҳлилини талаб қилади.Тадқиқотнинг мақсади публицистик матннинг стилистик тузилишида антропонимларнинг турли функцияларини аниқлашдан иборатдир.Тадқиқотда матннинг лингвистик таҳлилининг турли усуллари қўлланилган. Тадқиқ қилиш натижасида қуйидаги натижалар олинган ва муҳим хулосалар чиқарилган: атоқли отлар ОАВларида ассоциатив майдоннинг кенгайишига, коннотацияларни ўзгаришига ва прецедент феноменларга айланишига олиб келади. Бу эса публицистик матнларнинг таъсирчанлиги ва аттрактивлигининг ортишига олиб келади.Бир компонентли антропоним анъанавий уч компонентли антропонимик формуланинг бир компонентиниўз ичига олиши мумкин. Фамилияли компонентни қўллаш анъанага айланган. Бугунги лисоний “мода” қуйидаги ҳолатда намоён бўлади: сатирик вазият эффектини юзага келтириш учун славян мамлакатлари сиёсатчилари номларини қўллаб инглизча ҳамроҳ-сўзлар қўллайдилар.Таниқли шахсларни, кўпинча сиёсий соҳа вакилларини фақат исми билан атаб, шу билан бирга норасмий – деминутив ёки гипокористик шаклини қўллаш вазиятга кўпинча очиқдан-очиқ кинояли тус беради. Фақатгина отасининг исми билан аташ шахсга нисбатан муаллифнинг кинояли муносабатини акс эттириш воситаси сифатида ҳамда сатирик қиёфа яратиш учун хизмат қилади. Бу каби функциялар илгари рухсат берилмаган, айниқса, таниқли сиёсатчиларга нисбатан, лақаб қўйишни ҳам бажаради.
The relevance of the study is due to the fact that the language of mass communication in recent decades is undergoing significant changes. The modern language situation is characterized by a mixture of functional styles within the text and statements, the liberalization of norms, the widespread use of language play, which is reflected in the media. In addition, at the present stage, the dynamics of changes in language taste and language fashion has significantly increased, and therefore each new decade requires a new look and operational analysis of innovations. The aim of the study is to identify the functions of different variants of anthroponyms in the stylistic organization of the journalistic text.Various methods of linguistic analysis of the text are used. As a result of the research, the following results and key conclusions are obtained: IP in the media become capable of expanding the associative field, changing connotations and turning into precedent phenomena, which contribute to increasing the expressiveness and attractiveness of journalistic texts.А single component anthroponym may include one of the of a traditional triple. The use of the family component is very traditional. Modern language fashion is manifested in the following: in order to create a satirical effect, English words are used-accompaniments of politicians of the Slavic States.Naming well-known personalities, often representatives of the political sphere only by name using an informal-deminutive or hypocoristic – form often has a clear ironic tinge. Naming only by patronymic serves as a means of expressing the author's ironic attitude to the named, creating a satirical image. Such functions are performed by the use of nicknames in the media space, which was previously categorically unacceptable, especially in relation to well-known politicians. Innovation is also the establishment and functioning of the media as independent of names of the usual formations.
№ | Muallifning F.I.Sh. | Lavozimi | Tashkilot nomi |
---|---|---|---|
1 | Germanovna N.R. | СтаршийпреподавательКафедра русской филологииФакультет зарубежной филологии | Национальный университет Узбекистанаимени Мирзо Улугбека |
№ | Havola nomi |
---|---|
1 | Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. — М.: Наука, 1973. — 367 c. |
2 | Давыдова О. А. Антропонимы на страницах современной публицистики // Публицистикаи информация в современном обществе / под общ. ред. проф. Г.Я. Солганика. — М.: Изд-воМГУ, 2000. — URL: https://web.archive.org/web/20061009025122/http://www.gramota.ru/mag_arch.html?id=78 |
3 | Зинин С.И. Введение в русскую антропонимию. — Т., 1972. — 277 с. |