В статье рассматриваются методические аспекты обучения студентов-филологов научной речи. В современных условиях расширения международного сотрудничества во всех направлениях задача воспитания культуры научного мышления, и соответственно культуры научной речи, особенно актуальна. Формирование у студентов навыков свободного владения научным языком в письменной и устной форме, особенно у студентов-филологов, чья профессиональная деятельность напрямую зависит от уровня владения коммуникативными навыками, является важнейшей лингвометодической проблемой. Для успешного решения этой проблемы необходимо не только совершенствование методического мастерства, но и глубокое всестороннее изучение стиля научной речи. Разработка вопросов обучения правильному, точному восприятию и использованию в практических целях языковых и конструктивных особенностей научного стиля основывается на требовании современной методики — обучать языку на материале специальности. Это обусловливает необходимость отбора грамматических конструкций, употребительных в подъязыке учебной литературы по современному русскому языку, для усвоения студентами. В статье обосновывается целесообразность систематической и планомерной работы, основывающейся на выполнении комплекса разнообразных упражнений: рецептивных, репродуктивных и продуктивных, в процессе выполнения которых студенты усваивают определенный минимум конструкций научного стиля, который может служить базой для употребления по аналогии другого языкового материала. Выполнение подобных упражнений способствует формированию речевого опыта, необходимого для самостоятельного продуцирования научных текстов любого жанра.
В статье рассматриваются методические аспекты обучения студентов-филологов научной речи. В современных условиях расширения международного сотрудничества во всех направлениях задача воспитания культуры научного мышления, и соответственно культуры научной речи, особенно актуальна. Формирование у студентов навыков свободного владения научным языком в письменной и устной форме, особенно у студентов-филологов, чья профессиональная деятельность напрямую зависит от уровня владения коммуникативными навыками, является важнейшей лингвометодической проблемой. Для успешного решения этой проблемы необходимо не только совершенствование методического мастерства, но и глубокое всестороннее изучение стиля научной речи. Разработка вопросов обучения правильному, точному восприятию и использованию в практических целях языковых и конструктивных особенностей научного стиля основывается на требовании современной методики — обучать языку на материале специальности. Это обусловливает необходимость отбора грамматических конструкций, употребительных в подъязыке учебной литературы по современному русскому языку, для усвоения студентами. В статье обосновывается целесообразность систематической и планомерной работы, основывающейся на выполнении комплекса разнообразных упражнений: рецептивных, репродуктивных и продуктивных, в процессе выполнения которых студенты усваивают определенный минимум конструкций научного стиля, который может служить базой для употребления по аналогии другого языкового материала. Выполнение подобных упражнений способствует формированию речевого опыта, необходимого для самостоятельного продуцирования научных текстов любого жанра.
Мақолада талабаларга илмий нутқни ўргатишнинг методологик жиҳатлари таҳлил қилинади. Барча соҳа ва йўналишларда халқаро ҳамкорлик кенгайиб бораётган замонавий шароитда илмий тафаккур маданиятини ва шунга мос равишда илмий нутқ маданиятини ривожлантириш вазифаси айниқса, долзарбдир. Талабалар, хусусан, касбий фаолияти тўғридан-тўғри коммуникатив маҳорат даражасига боғлиқ бўлган филология йўналишида таҳсил олаётган филолог-талабаларда ёзма ва оғзаки илмий тил кўникмаларини шакллантириш муҳим лингвометодик муаммолардан саналади. Ушбу муаммони самарали ҳал қилиш учун нафақат услубий маҳоратни ошириш, балки илмий нутқ услубини чуқур ўрганиш лозим.Илмий услубнинг лингвистик ва конструктив хусусиятларидан тўғри, аниқ тушуниш ва амалий жиҳатдан фойдаланиш мақсадида ишлаб чиқиладиган саволлар замонавий методика — мутахассислик материаллари асосида тил ўқитишга асосланади. Бу эса грамматик конструкциялар, талабаларнинг рус тилини ўзлаштиришлари учун фойдаланиладиган замонавий рус тили ўқув адабиётларини саралаш заруриятини юзага келтиради.Мақолада турли хил машқлар мажмуини бажаришга асосланган тизимли ва режалаштирилган фаолият, хусусан, талабаларга ўзга тил материалларидан фойдаланишлари учун хизмат қиладиган илмий услубнинг муайян минимум конструкцияларини ўрганишлари жараёнида фойдаланиладиган рецептив, репродуктив ва самарали машғулотлар мажмуининг мақсадга мувофиқлиги асосланган. Бундай машқларни бажариш ҳар қандай жанрдаги илмий матнларни мустақил ишлаб чиқиш учун зарур бўлган нутқ тажрибасини шакллантиришгаёрдам беради.
The article discusses the methodologicalaspects of teaching philology students to scientific speech. In modern conditions of expanding international cooperation in all directions, the task of culture fostering of scientific thinking, and accordingly a culture of scientific speech, is especially relevant. The formation of students' written and oral fluency in the scientific language, especially among philology students, whose professional activity directly depends on the level of communication skills, is a major linguistic and methodological problem. To successfully solve this problem, it is necessary not only the improvement of methodological skill, but also a deep comprehensive study of scientific speech style. The issues development of teaching the correct, accurate perception and practical use of the linguistic and constructive features of the scientific style is based on the requirements of a modern technique - to teach a language based on the material of the specialty. This necessitates the selection of grammatical constructions used in the sublanguage of educational literature on the Modern Russian Language, for students to learn. The article substantiates the feasibility of systematic work based on a complex of various exercises: receptive, reproductive and productive, during which students learn a certain minimum of scientific style designs that can serve as a basis for use by analogy with other language material. Performing such exercises contributes to the speech experience formation necessary for the independent production of scientific texts of any genre.
№ | Muallifning F.I.Sh. | Lavozimi | Tashkilot nomi |
---|---|---|---|
1 | Lagay Y.A. | Кандидат педагогических наук, доцент | Узбекский государственный университет мировых языков |
№ | Havola nomi |
---|---|
1 | Бондалетов В.Д. и др. Стилистика русского языка. — Л.: Просвещение,1982. — 286 с. |
2 | Гальперин П.Я. Психология мышления о поэтапном формированииумственных действий. — М., 1986. — С. 236–276. |
3 | Головня А.И. Омонимия как системная категория языка: Монография.—Минск: БГУ, 2007. — 133 с. |
4 | Коростелев В.С. Сущность процесса формирования лексическихнавыков при коммуникативном методе обучения говорению//Проблемыкоммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. —Воронеж, 1984. — С. 85–92. |
5 | Разинкина Н.М. Функциональная стилистика английского языка. —М.: Высшая школа, 1989. — 180 с. |
6 | Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературноередактирование научных произведений: Учеб. пособие для вузов по спец.«Журналистика». — М.: Высшая школа, 1984. — 319 с. |
7 | Черемисина Н.В. Принцип экономии в лингвистике и в русскойлингводидактике//Теория и практика лингвистического описания русскогоязыка в учебных целях. — М.: АПН СССР,1982. — С. 3–24. |