Главная цель в обучении языку —коммуникативная —научить учащихся общаться. Важной особенностью данного процесса обучения является принцип активности обучаемых(так как без активной работы практическое овладение неродным/иностранным языком невозможно), для которого необходим высокий уровень мотивации. Проблему мотивированности речи можно решить с помощью различных приемов и форм учебной деятельности. Одной из таких форм является игра. По мнению автора, она помогает сделать процесс обучения насыщенным и интересным и может использоваться как в качестве самостоятельной технологии для освоения определенной темы, так и как элемент другой технологии; как в качестве целого занятия, так и его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения); а также при организации внеаудиторнойработы. В работе демонстрируется применение игровых технологий на занятиях русского как неродного, доказывается их оправданность и эффективность. Показаны способы и средства организации этих технологий. В заключении содержатся выводы и рекомендации по применению игровых технологий, которые, по мнению автора, не только способны повысить качество преподавания, но и помогают снимать языковой барьер, способствуют формированию и развитию у студентов творческих качеств, умению работать в команде, обеспечивают расширение и углубление знаний и культуры в целом.
Главная цель в обучении языку —коммуникативная —научить учащихся общаться. Важной особенностью данного процесса обучения является принцип активности обучаемых(так как без активной работы практическое овладение неродным/иностранным языком невозможно), для которого необходим высокий уровень мотивации. Проблему мотивированности речи можно решить с помощью различных приемов и форм учебной деятельности. Одной из таких форм является игра. По мнению автора, она помогает сделать процесс обучения насыщенным и интересным и может использоваться как в качестве самостоятельной технологии для освоения определенной темы, так и как элемент другой технологии; как в качестве целого занятия, так и его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения); а также при организации внеаудиторнойработы. В работе демонстрируется применение игровых технологий на занятиях русского как неродного, доказывается их оправданность и эффективность. Показаны способы и средства организации этих технологий. В заключении содержатся выводы и рекомендации по применению игровых технологий, которые, по мнению автора, не только способны повысить качество преподавания, но и помогают снимать языковой барьер, способствуют формированию и развитию у студентов творческих качеств, умению работать в команде, обеспечивают расширение и углубление знаний и культуры в целом.
Тилни ўқитишдан асосий мақсад —ўқувчиларни коммуникатив-мулоқотга ўргатишдир. Ўқув жараёнининг муҳим хусусияти тил ўрганувчиларнинг фаоллик тамойили (чунки фаол ишламасдан, она / чет тилини амалий эгаллаш мумкин эмас) бўлиб, у юқори даражадаги мотивацияни талаб қилади. Нутқ мотивациясига доир муаммоларни ўқув фаолиятининг турли метод вашакллари ёрдамида ҳал этиш мумкин. Бу шакллардан бири —ўйин. Муаллифнинг фикрига кўра, бу инновацион усул ўқув жараёнини бой ва қизиқарли бўлишга ёрдам беради. Муайян бир мавзуни ўзлаштириш учун мустақил технология сифатида ҳам, бошқа технологиянинг элементи сифатида ҳам, ишлатилиши мумкин; бутун синф ёки унинг бир қисми (кириш, тушунтириш, мустаҳкамлаш, назорат қилиш ёки машқ қилиш); шунингдек, синфдан ташқари ишларни ташкил этишда. Маколада муаллиф рус тилини ўргатишда ўйин технологияларидан фойдаланишни намойиш этди ва уларнинг асосланганлиги ҳамда самарадорлигини исботлади. Ушбу мақолада ўйин технологияларни ташкил этиш йўллари, воситалари кўрсатилди. Хулоса қисмда эса муаллиф таълим сифатини яхшилаш, тил ўрганишда мавжуд бўлган тўсиқни олиб ташлаш, талабаларнинг ижодий фазилатларини шакллантириш, ривожлантириш, бир жамоа бўлиб ишлаш қобилияти устириш ва тилга хос бўлган маданиятни кенгайтириш, чуқурлаштириш учун эмас, балки фақат ўйин технологияларидан фойдаланиш бўйича хулоса ва тавсиялари ҳақида таъкидлаб ўтди.
The main goal of language learning is communicative-to teach students to communicate. An important feature of this learning process is the principle of activity of students (since without active work, practical mastery of a non-native / foreign language is impossible), which requires a high level of motivation. The problem of speech motivation can be solved using various methods and formsof educational activity. One of these forms is the game. According to the author, this innovative method helps to make the learning process rich and interesting, and can be used as an independent technology for mastering a particular topic, or as an element of another technology; as a whole class, or part of it (introduction, explanation, consolidation, control or exercise); as well as in the organization of extracurricular work. The paper demonstrates the use of game technologies in the classroom of Russian as a non-native language, proves their justification and effectiveness. The ways and means of organizing these technologies are shown. The conclusion contains conclusions and recommendations on the use of game technologies, which, according to the author, are not only able to improve the quality of teaching , but also help to remove the language barrier, contribute to the formation and development of students ' creative qualities, the ability to work in a team, and ensure the expansion and deepening of knowledge and culture in General.
№ | Muallifning F.I.Sh. | Lavozimi | Tashkilot nomi |
---|---|---|---|
1 | Fedorova L.I. | Старший преподаватель | Международная исламская академия Узбекистана |
№ | Havola nomi |
---|---|
1 | Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. —Москва: Русский язык. Курсы, 2012. —255 с. |
2 | Ахмедова Л. Т., Лагай Е. А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. —Ташкент: Fan va texnologiya, 2016. —296 с. |
3 | Закон Республики Узбекистан «Об образовании», ст.26, —Т., 1997. —URL:https://lex.uz/docs/15622 |
4 | Постановление Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 г., No ПП-2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования. —URL: https://lex.uz/docs/3171587 |
5 | Фёдорова Л. И. Использование опорных таблиц исхем на занятиях (на примере выражения пространственных отношений) // Преподавание языка и литературы, 2019, No 12. —С. 51–52. |