В статье рассматриваются проблемы
совершенствования социолингвистической компетенции у
студентов филологических факультетов вузов при обучении
иностранного (немецкого) языка. Утверждается, что способности
студентов-филологов осуществлять на изучаемом иностранном
языке выбор языковых средств адекватно условиям
коммуникативного акта, в соответствии с социально-
коммуникативным контекстом следует целенаправленно обучать
посредством специально разработанной методики, основанной
на общедидактических и частнометодических принципах. В
частности, в статье предлагается авторская система заданий и
упражнений по совершенствованию социолингвистической
компетенции у изучающих немецкий язык студентов-филологов;
система направлена на автоматизацию навыков и умений
обучающихся строить свою речь, следовательно и свое речевое
поведение, в соответствии с социально-коммуникативным
контекстом речевой ситуации. В основе концепции исследования
лежит положение о том, что при установлении социальных
отношений между общающимися используется один вариант
выражения содержания речи, при уже установленных
отношениях, в зависимости от дистанции между
коммуникантами, их социальных ролей, степени знакомства и др.
возможны совершенно иные варианты.
Мақолада чет (немис) тилини ўқитишда
университетларнинг филология факультетлари талабалари
ўртасида социологик компетенцияни такомиллаштириш
муаммолари муҳокама қилинади. Филология талабаларининг
ўрганилаётган хорижий тилда тил воситаларини танлаш
қобилияти, коммуникатив актнинг шартларига мос келадиган,
ижтимоий-коммуникатив контекстга мувофиқ, умумий дидактик
ва ўзига хос услубий тамойилларга асосланган махсус ишлаб
чиқилган методлардан фойдаланган ҳолда мақсадли равишда
ўқитилиши кераклиги таъкидланади. Хусусан, мақолада муаллиф
томонидан немис филологияси талабалари ўртасида социологик
баркамолликни оширишга қаратилган муаллифлик вазифалари ва
машқлари тизими таклиф қилинган; тизим талабаларнинг
нутқини, шу сабабли уларнинг нутқий хатти-ҳаракатларини
нутқий вазиятнинг ижтимоий-коммуникатив контекстига
мувофиқ равишда шакллантириш кўникмаларини
автоматлаштиришга қаратилган. Тадқиқот концепцияси,
коммуникантлар ўртасида ижтимоий муносабатларни
ўрнатишда, суҳбатдошлар орасидаги масофага, уларнинг
ижтимоий ролларига, танишиш даражасига ва бошқаларга қараб,
аллақачон ўрнатилган муносабатлар билан, нутқнинг мазмунини
ифода этиш учун бир вариант ишлатилиши мумкинлиги ҳақидаги
тамойилга асосланади.
В статье рассматриваются проблемы
совершенствования социолингвистической компетенции у
студентов филологических факультетов вузов при обучении
иностранного (немецкого) языка. Утверждается, что способности
студентов-филологов осуществлять на изучаемом иностранном
языке выбор языковых средств адекватно условиям
коммуникативного акта, в соответствии с социально-
коммуникативным контекстом следует целенаправленно обучать
посредством специально разработанной методики, основанной
на общедидактических и частнометодических принципах. В
частности, в статье предлагается авторская система заданий и
упражнений по совершенствованию социолингвистической
компетенции у изучающих немецкий язык студентов-филологов;
система направлена на автоматизацию навыков и умений
обучающихся строить свою речь, следовательно и свое речевое
поведение, в соответствии с социально-коммуникативным
контекстом речевой ситуации. В основе концепции исследования
лежит положение о том, что при установлении социальных
отношений между общающимися используется один вариант
выражения содержания речи, при уже установленных
отношениях, в зависимости от дистанции между
коммуникантами, их социальных ролей, степени знакомства и др.
возможны совершенно иные варианты.
The article discusses the problems of improving
sociolinguistic competence among students of philological faculties of
universities in teaching foreign (German) language. It is argued that
the ability of philology students to choose the language tools in the
studied foreign language is adequate to the conditions of the
communicative act, in accordance with the socio-communicative
context, should be purposefully trained using specially developed
methods based on general didactic and particular methodological
principles. In particular, the article proposes the author's system of
tasks and exercises to improve sociolinguistic competence among
students of German philology; the system is aimed at automating the
skills of students to build their speech, and consequently their speech
behavior, in accordance with the socio-communicative context of the
speech situation. The concept of the study is based on the principle
that when establishing social relations between communicants, one
option is used to express the content of speech, with already
established relationships, depending on the distance between the
communicants, their social roles, degree of acquaintance, etc.
completely different options are possible.
№ | Muallifning F.I.Sh. | Lavozimi | Tashkilot nomi |
---|---|---|---|
1 | Ziyayeva S.A. | Кандидатфилологическихнаук,доцент | Узбекскийгосударственныйуниверситетмировыхязыков |
№ | Havola nomi |
---|---|
1 | тратегия действий попяти приоритетнымнаправлениямразвитиястраныв 2017-2021 годах. – ПриложениеNo 1 кУказуПрезидентаРеспубликиУзбекистанот 7 февраля 2017 годаNoУП-4947. |
2 | осударственный образовательный стандарт системынепрерывногообразованияРеспубликиУзбекистан. – Требованияк уровню подготовленности выпускников всех ступенейобразованияпоиностраннымязыкам. // ПостановлениеКабинетаМинистровРеспубликиУзбекистанот 8 мая 2013 г.,No 124. |
3 | абушкина Е.А. Речевой портрет личности:фонетические характеристики.// Вестник Бурятскогогосударственногоуниверситета,No 11, 2012. – С. 7-11. |
4 | азизовР.А.Максиматактаваспектелингвистическойвежливости (на материале немецкого языка). // ВестникВолгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание,No 2 (12), 2010. – С. 97-104. |
5 | афароваА.С.Речевойпортрет:социолингвистическиехарактеристики: Автореф. дисс. ...канд. филол. наук. – Тверь,2006. – С. 20. |
6 | агбаева Н.Ж., Овчинникова М.Ф. Принципыформированиясоциолингвистическойкомпетенциинаначальномэтапеязыковоговуза. // ВестникнаукиТГУ,No 1 (8), 2012. – С.103-105. |
7 | уравлеваТ.П.Речевоеповедениесубъектовсостоянияодиночества (на материале текстов немецкой художественнойлитературы).// Вестник Челябинского государственногоуниверситета,Вып. 90. Филология.Искусствоведение,No 10 (339), 2014. – С. 64-70. |
8 | ахарова К.А. Комплекс методических средств дляформированиясоциолингвистическойкомпетенциибакалавров. // ИзвестияВГПУ,No 9 (122), 2017. – С. 11-14. |
9 | бщеевропейскиекомпетенциивладенияиностраннымязыком: Изучение, обучение, оценка. // Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment – Страсбург; М.: Совет Европы, Департамент поязыковойполитике;Московскийгосударственныйлингвистическийуниверситет, 2001-2003. – 259 с. |
10 | рофимова Н.А. Штрихи к портретам социативныхречевых актов // Известия Российского государственногопедагогическогоуниверситетаим.А.И.Герцена,Т. 8, No 34, 2007. – С. 61-74. |