53

В статье представлены материалы, собранные за последние 15 лет, показывающие преимущества междисциплинарного подхода к изучения детского чтения. Авторы приводят данные различных социологических, психолого-педагогических и библиотековедческих исследований, проведенных исследователями (социологами, психологами и библиотекарями) Российской государственной детской библиотеки. Показаны ключевые тенденции в чтении подрастающего поколения с учетом ряда глобальных тенденций, а также процессов интернетизации и компьютеризации. Подчеркивается, что именно широкий взгляд на такое сложное явление как чтение, в том числе, детское чтение позволяет увидеть его новые грани и сформулировать некоторые перспективы. 

  • O'qishlar soni 53
  • Nashr sanasi 25-12-2023
  • Asosiy tilRus
  • Sahifalar8-16
English

The article presents materials collected over the last 15 years and showing the advantages of an interdisciplinary approach to the study of children’s reading. The authors cite data from various sociological, psychological, pedagogical and library studies conducted by researchers (sociologists, psychologists and librarians) The Russian State Children’s Library. The key trends in reading of the younger generation are shown, taking into account a number of global trends, as well as the processes of internetization and computerization. It is emphasized that it is a broad view of such a complex phenomenon as reading, including children’s reading, that allows us to see its new facets and formulate some perspectives.

Kalit so'z
Русский

В статье представлены материалы, собранные за последние 15 лет, показывающие преимущества междисциплинарного подхода к изучения детского чтения. Авторы приводят данные различных социологических, психолого-педагогических и библиотековедческих исследований, проведенных исследователями (социологами, психологами и библиотекарями) Российской государственной детской библиотеки. Показаны ключевые тенденции в чтении подрастающего поколения с учетом ряда глобальных тенденций, а также процессов интернетизации и компьютеризации. Подчеркивается, что именно широкий взгляд на такое сложное явление как чтение, в том числе, детское чтение позволяет увидеть его новые грани и сформулировать некоторые перспективы. 

Muallifning F.I.Sh. Lavozimi Tashkilot nomi
1 Chudinova V.. главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, к.п.н. Москва
2 Kolosova Y.. заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, к.с.н. Москва
Havola nomi
1 1. Чудинова В.П. Развитие «наций читателей» в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики. [Текст] / Чудинова В.П. Москва : РШБА, 2022. — 360 с.
2 2. Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. чл.-корр. РАО Ю. П. Мелентьевой. – Москва : Наука, 2021. – 448 с.
3 3. Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 20 : К 80-летию Российской академии образования : По материалам Постоянного Круглого стола по проблемам чтения РАО / сост. академик РАО, д-р пед. наук, проф. Ю.П. Мелентьева ; под ред. акад. РАН и РАО, председателя Научного совета по проблемам чтения РАО В.А. Лекторского. — М. : ФГБУН РАН «Наука», 2023. — 92 с.
4 4. Человек читающий: Homo legens–14. Сборник научных статей / Под общ. ред. канд. пед. наук М.В. Белоколенко, ред. англ. текстов И.Ф. Щербакова. Москва : Русская ассоциация чтения — ООО «Буки Веди», 2022. 192 с.
5 5. Осмоловская И.М., Краснова Л.А. Процесс обучения с позиции междисциплинарных исследований. Образование и наука. 2018;20(8):9-27. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-9-27
6 6. PIRLS 2021 International Results in Reading. URL: https://pirls2021.org
7 7. Результаты общероссийской оценки по модели PISA – 2022 // https://aocoko.ru/omko/miko/miko-pisa/obshcheros-pisa-2022/Отчет_общероссийская%20оценка%20по%20модели%20PISA-2022.pdf
8 8. Проблемы междисциплинарной кооперации общественных наук (на материалах социологии детства) // Советская социология: В 2-х т. Т. 1. Социологическая теория и социальная практика / Редкол.: Т.В. Рябушкин, Г.В. Осипов (отв.ред.) и др. - М.: Наука, 1982. С. 237- 249. – URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=6034
9 9. Добрынина Н.Е. Соратники мои, библиотекари. Полвека в Ленинке / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2004. – 232 с.
10 10. Отчеты по результатам исследований РГДБ. URL: https://rgdb.ru/professionalam/tsentr-sotsiologii-psikhologii-i-pedagogiki-detskogo-chteniya/otchety
11 11. Детское чтение в России / Российская государственная детская библиотека ; авт.-сост. М. А. Веденяпина, О. П. Мезенцева, Е. А. Колосова и др.; ред. Е. А. Армадерова, Л. Н. Косенко, М. В. Карданова. – Москва, 2014. – 115 с.
12 12. Колосова Е., Чудинова В. Появятся ли новые «золотые полки»? : Родители о детской литературе [Электронный ресурс]// Знамя. 2016. № 11.- URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2016/11/ poyavyatsya-li-novye-zolotye-polki.html
13 13. Колосова, Е. А. Что читают современные дети и подростки: по материалам исследований РГДБ / Е. А. Колосова // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО : Материалы Постоянного Круглого стола, Москва, 01 января – 31 2022 года / Под редакцией В.А. Лекторского. Том Выпуск 19. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр «Наука» Российской академии наук, 2022. – С. 22-27. – EDN VWMFPE.
14 14. Колосова, Е. А. Детское чтение в России: сравнительное социологическое исследование 2006 – 2021 гг / Е. А. Колосова // Изучаем чтение: форматы и практики : Сборник Материалов II Научно-практической лаборатории, Москва, 18–19 марта 2021 года / Российская государственная детская библиотека. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека», 2021. – С. 11-15. – EDN SBMUPP.
15 15. Малахова Н.Г. Родители как руководители детского чтения // Изучаем чтение: форматы и практики : Сборник Материалов II Научно-практической лаборатории, Москва, 18–19 марта 2021 года / Российская государственная детская библиотека. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека», 2021. – С. 112-125.
16 16. Березина А.В. К проблеме подросткового чтения // Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. Москва. 2020. С.16-29.
17 17. Березина, А. В. Чтение фантастики в подростковом возрасте: первые результаты анкетирования российских библиотекарей / А. В. Березина // Изучаем чтение: форматы и практики : Сборник Материалов II Научно-практической лаборатории, Москва, 18–19 марта 2021 года / Российская государственная детская библиотека. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека», 2021. – С. 16-27. – EDN XBKXIA.
18 18. Чудинова В.П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст. Обсерватория культуры. 2018;15(6):668-681. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-6-668-681
19 19. Электронная база данных «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования» [Электронный ресурс]. URL: https://readingstat.nlr.ru/
20 20. Итоги 37-го Всемирного конгресса IBBY подвели на отраслевой конференции «Книжный рынок России-2021» [Электронный ресурс]. URL: https://rgdb.ru/home/news/13260-itogi-37-go-vsemirnogo-kongressa-ibby-podveli-na-otraslevoj-konferentsii-knizhnyj-rynok-rossii-2021
Kutilmoqda