306

Религиозно-мистический аспект мировоззрения великого поэта и мыслителя Низами Гянджеви (XII в.) проявляется, в основном, во вводной главе «мунаджат» (тайная беседа) поэмы «Хосров и Ширин», где поэт приводит веские доказательства («бурхан-е кат’и») о существовании Творца и прославляет Его величие, могущество, мудрость.

Своим «Мунажатом» Низами продолжает традицию, которая существовала издавна, еще во времена Зороастра (Заратуштра): в древней части священной книги зороастризма «Авесты», как известно, в «Гатах» (мольба, заклинание) пророк, восхваляя Ахуру Мазду, молится и просит его о помощи.

И великий поэт неслучайно завершает поэму «Хосров и Ширин» специальной главой, посвященной историческому факту, описанному в историческом труде «Тарих-е Табари йа тарих- ар-расул ва-л-мулук» ат-Табари об обращении пророка Мухаммеда к Сасанидскому царю Хосрову Парвизу с письмом о приложению ему принять ислам.

Мы считаем, что идейное содержание поэмы «Хосров и Ширин», т.е. симпатии автора, его личное отношение к описываемым в ней событиям показывают, что Низами все же был приверженцем единобожия, притом искренне верующим, благочестивым и добродетельным мусульманином.

Нами использован метод сравнительно-сопоставительного анализа.

  • O'qishlar soni 284
  • Nashr sanasi 31-03-2019
  • Asosiy tilRus
  • Sahifalar52-58
Русский

Религиозно-мистический аспект мировоззрения великого поэта и мыслителя Низами Гянджеви (XII в.) проявляется, в основном, во вводной главе «мунаджат» (тайная беседа) поэмы «Хосров и Ширин», где поэт приводит веские доказательства («бурхан-е кат’и») о существовании Творца и прославляет Его величие, могущество, мудрость.

Своим «Мунажатом» Низами продолжает традицию, которая существовала издавна, еще во времена Зороастра (Заратуштра): в древней части священной книги зороастризма «Авесты», как известно, в «Гатах» (мольба, заклинание) пророк, восхваляя Ахуру Мазду, молится и просит его о помощи.

И великий поэт неслучайно завершает поэму «Хосров и Ширин» специальной главой, посвященной историческому факту, описанному в историческом труде «Тарих-е Табари йа тарих- ар-расул ва-л-мулук» ат-Табари об обращении пророка Мухаммеда к Сасанидскому царю Хосрову Парвизу с письмом о приложению ему принять ислам.

Мы считаем, что идейное содержание поэмы «Хосров и Ширин», т.е. симпатии автора, его личное отношение к описываемым в ней событиям показывают, что Низами все же был приверженцем единобожия, притом искренне верующим, благочестивым и добродетельным мусульманином.

Нами использован метод сравнительно-сопоставительного анализа.

English

The religious and mystical world-view of the great poet and philosopher Nizami Ganjavi is manifested primarily in the introductory chapter “Munajat” (secret conversation) to his Xosruv and Shirin, in which the poet brings forth arguments about the existence of the Creator and glorifies His greatness, power, and wisdom.

With his “Munajat” Nizami continued a tradition that had existed since ancient times: Zoroaster (Zarathustra), in the ancient part of the holy book “Avesta,” in his “ghats” (prayer, incantation), praises Ahura Mazda, praying for His help.

Zarathustra proclaimed Ahura Mazda the only God, the creator of all good. In this respect, Zoroastrianism, at least in its origin is considered a monotheistic religious teaching.

Nizami Ganjavi’s poem “Khosrow and Shirin” concludes with a special chapter devoted to the facts described in Tabari’s historical work “Tarikh-e Tabari ya tarih- ar-Rasul wa 'l-Muluk” about an invitation to the acceptance of a new faith. And it is no coincidence.

We believe that the content of poem “Khosrov and Shirin”, i.e. the place of authorial sympathy, his personal attitude to the events described in it shows that Nizami was nevertheless a sincere believer, pious and virtuous Muslim. We employ the method of comparative analysis.

Ўзбек

Буюк Озарбайжан шоири ва мутафаккири Низомий Ганжавий (ХИИ аср) дунёкўринишининг диний-мистик (тасаввуфий) томонларини, асосан, достонларининг кириш қисмидаУлуг Оллоҳнинг яратувчилиги, қудрати,

азимлиги, кучи ва марҳаматининг чексизлиги ҳақидаги фикрлариМуножотда ўз аксини топган.

         Айни пайтда, самимий мўмин “аҳл-э-Тобҳид” (Оллаҳнинг бирлиги ва ягоналиги) ишончли Низомий кадимий анъаналарний давом эттириб, зардуштийларнинг муқаддас китоби “Авесто”ни, ҳамда дунёдаги абадий мавжуд бўлган ҳар бир гўзалликнинг, яхшилик ва хайрихоҳликларнинг ёлғиз Яратувчиси ва Зардушт Аҳура Маздани тараннум этади.

Шуниси ҳам малумки, Низомий Ганжавий “Хусров ва Ширин” достонини, машҳур тарихчи ат-Табарининг “Тарих-э Табари я тарих-арарасул ва-л-мулук” асарида кўрсатилганидай, Сосони подшоҳи Хусров Парвизни янгı ишончга — ислом динига давати билан якунлайди.

Биз шундай бинирдамизки, “Хусров ва Ширин” достонида зардуштийлик динидан баҳс қилинса ҳам, муаллифнинг тасвирланган воеаларга муносабати, рағбати Низомийнинг дунёқараши ва мафкура нуқтаи-назаридан асл мусулмон, товҳид (Оллаҳнинг бирлиги)га ишонишга, солиҳ, диндор ва фазилатли мусулмон бўлишини тасдиқ этмоқдамиз. Ушбу мақола қиёсий-тарихий таҳлил методи асосида ёзилган.

Muallifning F.I.Sh. Lavozimi Tashkilot nomi
1 Haciyeva W.D. proffesor Azerbaijan National Academy of Sciences Associate
Havola nomi
1 1. Алиев Р. (1984). Поэма о бессмертной любви. Баку: Элм.
2 2. Низами Гянджеви. (1955). Хосров и Ширин (перевод Константина Липскерова), Баку: Академии Наук Азербайджанской ССР
3 3. کلّیّات خمسهء حکیم نظانی گنجه ای، خسرو و شيرين، نظانی گنجه ای // Соб. Соч. Низами Гянджеви, (1988) Хосров и Ширин, Тегеран.
4 4. Ч. Садыг-оглу. Отношение Низами к зороастризму. // Сб.ст. «Альманах Низами Гянджеви», книга первая, Баку; Элм, 1984.
5 5. Гаджиев А. (2000). Ренессансный мир «Хамсе» Низами Гянджеви, Баку: Мутарджим.
6 6. Бируни Абу Райхан. (1957). Избранные произведения. «Асар ал-бакийа» («Памятники минувших поколений»), глава «Слово об эрах лжепророков и обманутых ими народов», т.I, Ташкент.
7 7. Шюре Э. (1914). Великие Посвященные (Очерк эзотеризма религий), Калуга: Типография Губернской Земской Управы
8 8. Энциклопедический словарь (1890). / под редакцией профессора И.Е. Андреевского, издатели: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг) и И. А. Ефрона /, издан в 1890-1907 гг. в 86 томах, С.-Петербург, т. I, с. 162-163.
9 9. Низами Гянджеви. (1985). Соб. соч. в пяти томах, том второй, Хосров и Ширин / перевод с фарси Константина Липскерова / Москва: Художетвенная литература.
10 10. Еврейская энциклопедия в 16-ти томах. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и в настоящем. Санкт-Петербург, т. 6.
11 11. Ислам. Энциклопедический словарь. (1991). Москва: Наука; Главная редакция восточной Литературы.
12 12. Мэри Бойс. (1994). Зороастрийцы. Верования и обычаи. /Пер. с англ. и примеч. И. М. Стеблина-Каменского/ Издательство: Петербургское Востоковедение.
13 13. Мухаммед б. Джарир ат-Табари. (1973-1975). Тарих-е Табари йа тарих-ар-расул ва-л-мулук (История пророков и царей. Источник по истории арабов и персов в раннее средневековье), 16 томов, Тегеран; Бонйаде фарханг-е Иран
14 14. Абу Али Бал’ами. (1337). Тарджума-йе тарих-е Табари (Перевод истории ат-Табари), Тегеран.
Kutilmoqda