Распад Советского Союза привел к образованию в регионе новой геополитической ситуации. Сегодня в Центральной Азии процесс трансформации затронул практический все сферы жизни и деятельности государств, расположенных на ее территории. Трансформация геополитического порядка и государственных институтов на пространстве единой централизованной системы вынудила образовавшиеся новые государства к поиску новых моделей развития. Безусловно, создание системы региональной безопасности в Центральной Азии сталкивалось, и сталкивается с определенными трудностями, и тому есть объективные причины. Например, риски, вызовы и угрозы национальной безопасности центральноазиатских стран в основном обусловлены теми проблемами, которые имеют региональный характер. Они являются опасными по природе и при неблагоприятных обстоятельствах могут создать кризисную ситуацию в регионе. Вопрос обеспечения национальной безопасности любого государства зависит от ее политической системы. Именно существующие модели политических систем в государствах Центральной Азии оказывают влияние на определение национальных интересов и выбор внешнеполитических приоритетов. Обычно эти приоритеты и интересы не совпадают и могут находиться в состоянии конфронтации, что естественно, влияет на обеспечение национальной и региональной безопасности.
The collapse of the Soviet Union led to the formation of a new geopolitical situation in the region. Today in Central Asia, the process of transformation has affected almost all spheres of life and activity of the states located on its territory. The transformation of the geopolitical order and state institutions in the space of a single centralized system forced the newly formed states to search for new development models. Of course, the creation of a regional security system in Central Asia has faced and is facing certain difficulties, and there are objective reasons for this. For example, risks, challenges and threats to the national security of the Central Asian countries are mainly caused by those problems that are of a regional nature. They are dangerous by nature and under unfavorable circumstances can create a crisis situation in the region. The issue of ensuring the national security of any state depends on its political system. It is the existing models of political systems in the Central Asian states that influence the definition of national interests and the choice of foreign policy priorities. Typically, these priorities and interests do not coincide and may be in a state of confrontation, which naturally affects the provision of national and regional security.
Sovet Ittifoqining parchalanishi mintaqada yangi geosiyosiy vaziyatning shakllanishiga olib keldi. Bugungi kunda Markaziy Osiyoda oʻzgarishlar jarayoni uning hududida joylashgan davlatlar hayoti va faoliyatining deyarli barcha sohalariga taʼsir koʻrsatdi. Yagona markazlashgan tizim makonida geosiyosiy tartib va davlat institutlarining oʻzgarishi yangi tashkil topgan davlatlarni rivojlanishning yangi modellarini izlashga majbur qildi. Albatta, Markaziy Osiyoda mintaqaviy xavfsizlik tizimini yaratish muayyan qiyinchiliklarga duch kelgan va duch kelmoqda va buning obyektiv sabablari bor. Masalan, Markaziy Osiyo davlatlarining milliy xavfsizligiga xavf-xatarlar, tahdidlar va tahdidlar, asosan, mintaqaviy xarakterga ega bo’lgan muammolar tufayli yuzaga keladi. Ular tabiatan xavflidir va noqulay sharoitlarda mintaqada inqirozli vaziyat yuzaga kelishi mumkin. Har qanday davlatning milliy xavfsizligini ta’minlash masalasi uning siyosiy tizimiga bog’liq. Aynan Markaziy Osiyo davlatlarida mavjud siyosiy tizim modellari milliy manfaatlarni belgilash va tashqi siyosat ustuvorliklarini tanlashga ta’sir qiladi. Odatda, bu ustuvorliklar va manfaatlar bir-biriga mos kelmaydi va qarama-qarshilik holatida bo’lishi mumkin, bu tabiiy ravishda milliy va mintaqaviy xavfsizlikni ta’minlashga ta’sir qiladi.
Распад Советского Союза привел к образованию в регионе новой геополитической ситуации. Сегодня в Центральной Азии процесс трансформации затронул практический все сферы жизни и деятельности государств, расположенных на ее территории. Трансформация геополитического порядка и государственных институтов на пространстве единой централизованной системы вынудила образовавшиеся новые государства к поиску новых моделей развития. Безусловно, создание системы региональной безопасности в Центральной Азии сталкивалось, и сталкивается с определенными трудностями, и тому есть объективные причины. Например, риски, вызовы и угрозы национальной безопасности центральноазиатских стран в основном обусловлены теми проблемами, которые имеют региональный характер. Они являются опасными по природе и при неблагоприятных обстоятельствах могут создать кризисную ситуацию в регионе. Вопрос обеспечения национальной безопасности любого государства зависит от ее политической системы. Именно существующие модели политических систем в государствах Центральной Азии оказывают влияние на определение национальных интересов и выбор внешнеполитических приоритетов. Обычно эти приоритеты и интересы не совпадают и могут находиться в состоянии конфронтации, что естественно, влияет на обеспечение национальной и региональной безопасности.
№ | Muallifning F.I.Sh. | Lavozimi | Tashkilot nomi |
---|---|---|---|
1 | Erkinova F.M. | Magistratura talabasi | Toshkent davlat sharqshunoslik universiteti Toshkent, Oʻzbekiston |
№ | Havola nomi |
---|---|
1 | 1. https://unsdg.un.org/ru/latest/stories/v-2022-godu-proizvodstvo-opiumnogo- maka-v-afganistane-vyroslo-na-32-procenta |
2 | 2. https://international-review.icrc.org › ...PDF Конфликт в Афганистане - International Review of the Red Cross |
3 | 3. https://www.un.org/ru/our-work/maintain-international-peace-and-security |
4 | 4. https://e-cis.info › PDF Центральной Азии |