13

Статья посвящена исследованию особенностей оценочных смыслов и их выражения посредством прецедентных имен. Медиадискурс, как важная сфера языковой деятельности, играет существенную роль в формировании общественного мнения. Прецедентные имена, встречающиеся в медийных текстах, могут не только информировать, но и оказывать воздействие на восприятие аудитории за счет выражения оценочных смыслов. Оценочные смыслы соотносятся с понятием ценности и могут быть определены по пяти критериям: аксиологическому, эмотивному, объективно-субъективному, сравнительному, контекстному. Названные критерии дают возможность подтвердить или опровергнуть особенности восприятия оценочных смыслов, выраженных в языковой единице, в том числе в прецедентном имени. Осмысление проявлений оценочных смыслов было проведено на примере прецедентных имен, использующихся в медиадискурсе и имеющих широкое употребление в интернет-публикациях. В ходе исследования был сделан вывод о том, что оценка соотносится с наличием в исследуемом объекте ценностных компонентов, что имеет особое значение для определения особенностей прецедентных имен, поскольку их воспроизводимость обусловлена широтой употребления, связанной с ценностью и значимостью упоминаемого имени. Изучение оценочных смыслов в прецедентных именах медиадискурса имеет важное значение для понимания языковых механизмов формирования общественного мнения и манипулирования им в медиапространстве

  • O'qishlar soni 13
  • Nashr sanasi 20-04-2024
  • Asosiy tilRus
  • Sahifalar92–107
English

The article is devoted to the study of the features of evaluative meanings and their expression through precedent names. Media discourse, as an important area of language activity, plays a significant role in shaping public opinion. Precedent names found in media texts can not only inform but also influence the perception of the audience by expressing evaluative meanings. Evaluation meanings correlate with the concept of value and can be determined by five criteria: axiological, emotive, objective-subjective, comparative, and contextual. These criteria make it possible to confirm or disprove the peculiarities of the perception of value meanings expressed in the language unit, including in the precedent name. The understanding of the manifestations of evaluative meanings was carried out on the example of precedent names used in media discourse and widely used in Internet publications. The study concluded that the assessment correlates with the presence of value components of the object, which is of particular importance for determining the features of precedent names since their reproducibility is due to the breadth of use associated with the value and significance of the mentioned name. The study of evaluative meanings in the precedent names of media discourse is important for understanding the language mechanisms of forming public opinion and manipulating it in the media space.

Русский

Статья посвящена исследованию особенностей оценочных смыслов и их выражения посредством прецедентных имен. Медиадискурс, как важная сфера языковой деятельности, играет существенную роль в формировании общественного мнения. Прецедентные имена, встречающиеся в медийных текстах, могут не только информировать, но и оказывать воздействие на восприятие аудитории за счет выражения оценочных смыслов. Оценочные смыслы соотносятся с понятием ценности и могут быть определены по пяти критериям: аксиологическому, эмотивному, объективно-субъективному, сравнительному, контекстному. Названные критерии дают возможность подтвердить или опровергнуть особенности восприятия оценочных смыслов, выраженных в языковой единице, в том числе в прецедентном имени. Осмысление проявлений оценочных смыслов было проведено на примере прецедентных имен, использующихся в медиадискурсе и имеющих широкое употребление в интернет-публикациях. В ходе исследования был сделан вывод о том, что оценка соотносится с наличием в исследуемом объекте ценностных компонентов, что имеет особое значение для определения особенностей прецедентных имен, поскольку их воспроизводимость обусловлена широтой употребления, связанной с ценностью и значимостью упоминаемого имени. Изучение оценочных смыслов в прецедентных именах медиадискурса имеет важное значение для понимания языковых механизмов формирования общественного мнения и манипулирования им в медиапространстве

Ўзбек

Maqola baholavchu ma’nolarning xususiyatlarini va ularning pretsedent nomlar orqali ifodalanishi tadqiqiga bag‘ishlangan. Mediadiskurs, til faoliyatining muhim sohasi sifatida, jamoatchilik fikrini shakllantirishda muhim rol o‘ynaydi. Media matnlarda uchraydigan pretsedent nomlar nafaqat ma’lumot berish, balki baholash ma’nolarining ifodalash hisobiga auditoriyani idrok qilishga ta’sir qilishi mumkin. Baholovchi ma’nolar qiymat tushunchasi bilan o‘zaro bog‘liq bo‘lib, beshta mezon bilan aniqlanishi mumkin: aksiologik, emotsional, obektiv-subektiv, qiyosiy, kontekstual. Aytilgan mezonlar til birligida, shu jumladan, pretsedent nomida, ifodalangan baholovchi ma’nolarni idrok etishning o‘ziga xos xususiyatlarini tasdiqlash yoki rad etish imkonini beradi. Baholovchi ma’nolarning namoyon bo‘lishini tushunish ommaviy axborot vositalarida ishlatiladigan va internet-nashrlarida keng qo‘llaniladigan pretsedent nomlar misolida amalga oshirildi. Tadqiqot davomida shunday xulosa qilindiki, baholash qiymat komponentlarining baholash tadqiqi obektida mavjudligi bilan o‘zaro bog‘liq, bu pretsedent nomlarning xususiyatlarini o‘rganish uchun alohida mazmunga ega, chunki ularning tasvirlanishi tilga olingan nom bilan bog‘liq baho va ahamiyati keng ishlatilishi ta’minlanadi. Medidiskursning pretsedent nomlarida baholovchi ma’nolarni o‘rganish jamoatchilik fikrini shakllantirish va mediamakonda ularga manipulyatsiya qilish til mexanizmlarini o‘rganish uchun alohida ahamiyatga ega.

Havola nomi
1 Biber D., Johansson S., Leech G., Conrad S. and Finegan E. The Longman grammar of spoken and written English. — London: Longman, 1999. — 1203 p.
2 Martin J. R., White P.R. The Language of Evaluation // Appraisal in English, 2005. DOI:10.11606/issn.2236-4242.v0i21p133-137
3 Martínez Caro E. The expression of evaluation in weekly news magazines in English. — 2014. — URL: https://www.researchgate.net/publication/322798147_The_expression_of_ evaluation_in_weekly_news_magazines_in_English (21.03.2024)
4 Thompson G., Hunston S. Evaluation: an introduction // Evaluation in text: authorial stance and the construction of discourse. — UK: Oxford University Press, 2000. pp. 1–22.
5 Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт. / Н.Д. Арутюнова. — М., 1988. — 339 с.
6 Аязбаева А. «Семь положений» Тауке: памятник гуманизма и справедливости./ А.Аязбаева// Ведомости Казахстана. — URL: https://dzen.ru/a/Yw4Ail1yIT3x3OPT (дата обращения 28.12.2023).
7 Будагов Э. В., Караулов Ю. Н. Русский язык и русская языковая личность. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 264 с.
8 Будаев Э. В. Прецедентные имена в СМИ: методики исследования // Политическая лингвистика. — 2021. — № 3 (87). — С. 22–36. — URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/16129/1/plin-2021- 03-02.pdf
9 Вольф Е.М. Варьирование в оценочных структурах / Е.М. Вольф // Семантическое и формальное варьирование. — М., 1979. — 294 c.
10 Вригг Г. Х. Логико-философские исследования: Избранные труды/ Г. Х. Вригг. — URL: https://filosoff.org/wpcontent/uploads/2017/04/logiko-filosofskie-issledovanija-izbrannyetrudy.-georg-henrik-fon-vrigt-filosoff.org_.pdf (дата обращения 15.12.2023).
11 Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации./ Д.Б. Гудков.// Книгогид. — URL: https://knigogid.ru/books/1857390- teoriya-i-praktika-mezhkulturnoy-kommunikacii/toread (дата обращения 18.12.2023).
12 Долозова О. Н. О семантике прецедентного имени. Материалы Второго Международного конгресса русистов-исследователей (Москва 18-21 марта 2004 г.) — М.: 2004. — С. 152–155.
13 Ильина Н. В. Структура и функционирование оценочных конструкций в современном английском языке: дис. ... канд. филол. наук./ Н.В. Ильина — М., 1984. — 99 c.
14 Ко дню Абая //Пикабу. — URL:https://pikabu.ru/story/ko_dnyu_abaya_7642416 (дата обращения 21.12.2023).
15 Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Как тексты становятся прецедентными // Русский язык за рубежом. — 1994. — № 1. — С. 73–76.
16 Красных В. В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Прецедентное высказывание и прецедентное имя как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация. — Вып. 1. — М., 1997. — С. 82–103.
17 Кузнецова Я.В. Прецедентные феномены и успешность коммуникации (к вопросу о степени прецедентности) / Я.В. Кузнецова, Р.Л. Смулаковская // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения: Материалы Международной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 26-28 февраля 2001 г.) — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. — С. 426–429.
18 Наринская А. Пушкин, что ли?/ А. Наринская// The Moscow Times: русская служба. — URL: https://www.moscowtimes.io/2022/07/13/pushkin-chto-li-a22221 (дата обращения 20.12.2023).
19 Сказку «Алдар көсе» впервые покажут в жанре мюзикла в «Қазақконцерте»// TENGRINEWS. — URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/skazku-aldar-kose-vpervyiepokajut-janre-myuzikla-485512/ (дата обращения 23.12.2023).
20 Темиргазина З.К. Оценочные высказывания в русском языке: [Монография] / З. К. Темиргазина. — Павлодар, 1999. — 270 с.
21 Токаев принялся развенчивать Кунаева и советских руководителей КАЗССР. — URL: https://socialism.kz/index.php?newsid=496 (дата обращения 21.03.2023)
22 Фомина Ю.А. Аспекты изучения языковой оценки/ Ю.А. Фомина// Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-izucheniyayazykovoy-otsenki (дата обращения 15.12.2023).
23 Что наприносил нам дед мороз// Дзен. — URL: https://dzen.ru/a/ZZkXeR-CNhTTWaHE (дата обращения 08.01.2024).
24 Шулембаева Р. Чем знаменит легендарный хан казахской степи Жангир/ Р. Шулембаева // Казахстанская правда. — URL: https://kazpravda.kz/n/chem-znamenit-legendarnyy-han-kazahskoy-stepizhangir/ (дата обращения 30.12.2023).
Kutilmoqda