В статье рассмотрены вопросы профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, включающие педагогическое общение, формирование профессиональной компетентности и языковой культуры, обучение профессиональной речи как важнейшее орудие его деятельности. Описывается собственный опыт работы автора в вузе, а также наблюдение и изучение опыта работы преподавателей иностранного языка вузов по анализируемой проблеме. Осуществлён анализ научно-методической литературы по проблеме формирования профессиональной иноязычной речи студентов в Узбекистане, странах ближнего и дальнего зарубежья в целях установления: что из предшествующего опыта приемлемо и какие направления наиболее перспективны для дальнейшего развития теории обучения профессиональной речи будущих учителей иностранного языка. В статье обозначен ряд методических проблем, которые необходимо решить в процессе обучения студентов профессиональной речи такие, как задача расширения профессионального словарного запаса студентов и активизация его в процессе целенаправленной тренировки с использованием различной типологии учебно-языковых заданий и упражнений; выявление круга наиболее типичных ситуаций, определяющих необходимость использования профессиональной речи; формирование важнейших качеств профессиональной речи будущего учителя иностранного языка — эффективности, коммуникативных качеств речи, подразумевающих правильность, чистоту, точность, богатство, логичность, уместность, доступность и выразительность речи; усовершенствование и внедрение в учебный процесс методов, приемов работы, которые обеспечили бы достижение максимальных результатов в сфере профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка при изучении программного материала каждой дисциплины, то есть формирование у студентов межпредметных связей и обучение их педагогическому интегрированию знаний и комплексному применению их для решения профессиональных задач, связанных с планированием урока, разработкой различных видов планов, организацией внеклассного и внешкольного мероприятия, индивидуальной помощи отстающим, проведением родительского собрания, педагогического совета, организацией деятельности методического объединения учителей, выступлением на научно-методических и практических конференциях.
The article discusses issues of professional training of a future foreign language teacher, including pedagogical communication, the formation of professional competence and language culture, and training in professional speech as the most important tool of his work. The author’s own experience of working at a university is described, as well as observation and study of the work experience of foreign language teachers at universities on the analyzed problem. An analysis of scientific and methodological literature on the problem of forming professional foreign language speech of students in Uzbekistan, near and far abroad countries was carried out in order to establish: what from previous experience is acceptable and which directions are most promising for the further development of the theory of teaching professional speech to future foreign language teachers. The article identifies a number of methodological problems that need to be solved in the process of teaching students professional speech, such as the task of expanding the professional vocabulary of students and activating it in the process of targeted training using various typologies of educational and language tasks and exercises; identifying the range of the most typical situations that determine the need to use professional speech; formation of the most important qualities of professional speech of a future foreign language teacher - efficiency, communicative qualities of speech, implying correctness, purity, accuracy, richness, consistency, appropriateness, accessibility and expressiveness of speech; improvement and introduction into the educational process of methods and techniques that would ensure the achievement of maximum results in the field of professional training of future foreign language teachers when studying the program material of each discipline, that is, the formation of interdisciplinary connections among students and training them in the pedagogical integration of knowledge and their complex application to solve professional problems related to lesson planning, development of various types of plans, organization of extracurricular activities, individual assistance to those lagging students in knowledge, holding parent meetings, pedagogical councils, organizing the activities of the methodological association of teachers, speaking at scientific, methodological and practical conferences.
В статье рассмотрены вопросы профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, включающие педагогическое общение, формирование профессиональной компетентности и языковой культуры, обучение профессиональной речи как важнейшее орудие его деятельности. Описывается собственный опыт работы автора в вузе, а также наблюдение и изучение опыта работы преподавателей иностранного языка вузов по анализируемой проблеме. Осуществлён анализ научно-методической литературы по проблеме формирования профессиональной иноязычной речи студентов в Узбекистане, странах ближнего и дальнего зарубежья в целях установления: что из предшествующего опыта приемлемо и какие направления наиболее перспективны для дальнейшего развития теории обучения профессиональной речи будущих учителей иностранного языка. В статье обозначен ряд методических проблем, которые необходимо решить в процессе обучения студентов профессиональной речи такие, как задача расширения профессионального словарного запаса студентов и активизация его в процессе целенаправленной тренировки с использованием различной типологии учебно-языковых заданий и упражнений; выявление круга наиболее типичных ситуаций, определяющих необходимость использования профессиональной речи; формирование важнейших качеств профессиональной речи будущего учителя иностранного языка — эффективности, коммуникативных качеств речи, подразумевающих правильность, чистоту, точность, богатство, логичность, уместность, доступность и выразительность речи; усовершенствование и внедрение в учебный процесс методов, приемов работы, которые обеспечили бы достижение максимальных результатов в сфере профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка при изучении программного материала каждой дисциплины, то есть формирование у студентов межпредметных связей и обучение их педагогическому интегрированию знаний и комплексному применению их для решения профессиональных задач, связанных с планированием урока, разработкой различных видов планов, организацией внеклассного и внешкольного мероприятия, индивидуальной помощи отстающим, проведением родительского собрания, педагогического совета, организацией деятельности методического объединения учителей, выступлением на научно-методических и практических конференциях.
Maqolada bo‘lajak chet til o‘qituvchisining kasbiy tayyorgarligi, shu jumladan, pedagogik muloqot, kasbiy kompetensiya va til madaniyatini shakllantirish, kasbiy nutqni o‘rgatish, uning faoliyatining eng muhim vositasi sifatida muhokama qilingan. Muallifning oliy ta’lim muassasalarida ishlash tajribasi, shuningdek, tahlil qilingan muammo bo‘yicha universitetlarning chet til o‘qituvchilarining ish tajribasini kuzatish va o‘rganish tasvirlangan. O‘zbekiston, xorij va MDH mamlakatlarida talabalarning kasbiy chet til nutqini shakllantirish muammosiga bag‘ishlangan ilmiy-metodik adabiyotlar tahlili o‘tkazilgan: oldingi tajribadan qaysi biri maqbul va qaysi yo‘nalishlar kelgusida bo‘lajak chet til o‘qituvchilariga kasbiy nutqni o‘rgatish nazariyasini yanada rivojlantirish uchun eng istiqbolli ekanligi bayon qilingan. Maqolada talabalarning kasbiy nutqini o‘rgatish jarayonida hal qilinishi kerak bo‘lgan bir qator uslubiy muammolar, masalan, o‘quvchilarning kasbiy so‘z boyligini kengaytirish va uni turli xil o‘quv va til vazifalari tipologiyalaridan foydalangan holda maqsadli o‘qitish jarayonida faollashtirish yuzasidan vazifalar va mashqlar aniqlangan; kasbiy nutqdan foydalanish zarurligini belgilaydigan eng tipik vaziyatlar doirasini aniqlash; bo‘lajak chet til o‘qituvchisi kasbiy nutqining eng muhim fazilatlarini – nutqning samaradorligi, to‘g‘riligi, sofligi, aniqligi, boyligi, izchilligi, o‘rinliligi, qulayligi va ifodaliligini nazarda tutuvchi nutqning kommunikativ fazilatlarini shakllantirish; har bir fanning dasturiy materialini o‘rganishda bo‘lajak chet til o‘qituvchilarining kasbiy tayyorgarligi sohasida maksimal natijalarga erishishni ta’minlaydigan metod va usullarini takomillashtirish va o‘quv jarayoniga joriy etish; ya’ni talabalar o‘rtasida fanlararo aloqalarni shakllantirish va ularni darsni rejalashtirish bilan bog‘liq kasbiy muammolarni hal qilish uchun bilimlarni pedagogik integratsiyaga va ularni kompleks qo‘llashga o‘rgatish, har xil turdagi rejalarni ishlab chiqish; sinfdan va maktabdan tashqari ishlarni tashkil etish, o‘qishda orqada qolganlarga individual tartibda yordam ko‘rsatish, ota-onalar yig‘ilishlari, pedagogik kengashlar o‘tkazish, o‘qituvchilarning uslubiy birlashmasi faoliyatini tashkil etish, ilmiyuslubiy va amaliy anjumanlarda so‘zga chiqish shular jumlasidan.
№ | Muallifning F.I.Sh. | Lavozimi | Tashkilot nomi |
---|---|---|---|
1 | Axmedova L.T. | Pedagogika fanlari doktori, professor | O‘zbekiston Davlat Jahon tillari Universiteti |
№ | Havola nomi |
---|---|
1 | Бурлакова И.И. Теоретико-методологический контур профессиональной подготовки учителя иностранного языка: монография / И. И. Бурлакова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2023. — 133 с. |
2 | Васильева Ю.А. Обучение студентов старших курсов педагогических вузов профессиональной речи на английском языке с использованием деловых игр.: Дис. … канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2002. — 180 с. |
3 | Введенская Л.А., Колесников Н.П. Культура речи. — Ростов на Дону: Феникс, 2001. — 448 с. |
4 | Ерёмин В.Ю. Теоретические основы профессиональнокоммуникативной подготовки будущего учителя в условиях педагогического университета (предметная область: иностранный язык).: Автореф. дис. … д-ра пед.наук. — Санкт-Петербург, 2001. — 38 с. |
5 | Иванова Е.О. К.Д. Ушинский и развитие современного педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. — Москва, 02,2014. — С.101—106. |
6 | Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Педагогика, 1995. — 352 с. |
7 | Крузе Б. Профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка: Концептуальные основы для разработки информационной системы. — М., 2016. — 216 с. |
8 | Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. — М.: Просвещение, 1991. — 124 с. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002142038 |
9 | Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. — М.: Просвещение, 1991. — 175 с. |
10 | Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — Москва: Нальчик: Изд. центр Эль-Фа, 1996 — 94 с. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001772466 |
11 | Салыбекова Ф.М., Алметов Н.Ш., Карбозова Г.К., Швайковский А.С., Суюбердиева А.А. Повышение профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка средствами 4K модели образования в XXI веке. //Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 2024, 80 (3), С. 24–39. — URL: https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.02 |
12 | Саттаров Т.К. Формирование профессиональных умений будущего учителя иностранного языка на практических занятиях по специальности (на материале английского языка).: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. — Ташкент, 2000. — 32 c. |