120

Maqolada  virtual  borliqda  yaratilgan  eksperimental  o‘quv dasturlari taqdim etilgan, ularning shaxsning fikrlash va psixologik  holatiga ta’siri izlangan.  Virtual  haqiqat  maxsus  axborot  muhiti  sifatida  qaraladi,  unda  barcha ob’ektlar uch o‘lchovda taqdim etiladi, keng animatsiya mavjud, real vaqt rejimida tasvirlarni  o‘zgartiradi va  mavjudlik ta’sirini  boshdan  kechiradi. Shu bilan  birga, virtual  haqiqatni  o‘qitish  usuli,  vositalari  va  texnologiyasi  sifatida  talqin  qilish asoslandi.

  • Web Address
  • DOI
  • Date of creation in the UzSCI system 22-02-2024
  • Read count 120
  • Date of publication 29-12-2021
  • Main LanguageO'zbek
  • Pages63-74
Ўзбек

Maqolada  virtual  borliqda  yaratilgan  eksperimental  o‘quv dasturlari taqdim etilgan, ularning shaxsning fikrlash va psixologik  holatiga ta’siri izlangan.  Virtual  haqiqat  maxsus  axborot  muhiti  sifatida  qaraladi,  unda  barcha ob’ektlar uch o‘lchovda taqdim etiladi, keng animatsiya mavjud, real vaqt rejimida tasvirlarni  o‘zgartiradi va  mavjudlik ta’sirini  boshdan  kechiradi. Shu bilan  birga, virtual  haqiqatni  o‘qitish  usuli,  vositalari  va  texnologiyasi  sifatida  talqin  qilish asoslandi.

Русский

В  работе  представлены  экспериментальные  обучающие программы, созданные в настоящей виртуальной реальности, прослежено их влияние на мышление и  психологические состояния личности.  Виртуальная реальность  рассматривается  в  качестве  особой  информационной  среды,  в которой все объекты представлены в трех измерениях, присутствует широкая анимация,  изменение  изображений  в  режиме  реального  времени  и переживание  эффекта  присутствия.  При  этом  обосновано  толкование виртуальной реальности как метода, средства и технологии обучения.

English

In  work  the  experimental  training  programs  created  in  the present virtual reality are submitted, their influence on  thinking and psychological conditions of the person is tracked. The virtual reality is considered as special the information environment in which all objects are submitted in 3 -D measurements, there is a wide animation, change of images at a mode of real t ime and experience of effect of presence. Thus interpretation of a virtual reality as method, means and technology of training is proved.

Name of reference
1 Войскунский А.Е. Психология и интернет. - М.: Акрополь, 2010. – 439 с.
2 Panjiyev S.A. The didactic potential of virtual reality technologies // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Volume 7 Number 12 – 2019. – P. 121-125
3 Панжиев С.А. Таълим контекстида виртуал таълим муҳитидан фойдаланиш // Муғаллим ҳәм үзликсиз билимлендириў илимий – методикалық журнал. –Нукус, 2018. – №6. – Б. 25-27.
4 Сулейманов Д.Ш., Шакирова Д.М., Гильмуллин Р.А. Виртуальный музей-библиотека «Научные школы РТ» как образовательная Интернет среда //Международный электронный журнал “Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). – 2013. – Т.16. – №3. – C. 655-883. – ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html 5. Карелов С.В. Виртуальная реальность станет доступна каждому //Компьютер-Пресс. - 2000. - № 8. - C.16-20.
5 Хоружий С.С. Род или недород: заметки к онтологии виртуальности //О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000.-С.311-352.
6 Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. - М.: «Когито-центр», «Высшая школа психологии», 2006. – 240 с.
7 Селиванов В.В. Методы Виртуальной реальности и их использование в психологии //Психология когнитивных процессов [ред. Мажар Н.Е., Селиванов В.В. и др. ]. - Смоленск: Универсум, 2007. - С. 118-123; 9. Селиванов В.В. Общая психология (опыт построения субъектной психологии). - Смоленск: Универсум, 2007. – 60 с.
8 Войскунский А.Е., Меньшикова М.Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2008. - № 1. - С. 22-36.
9 Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Баяковский Ю.М., Черноризов А.М., Вой- скунский А.Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы //Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1(3). - С. 54-62.
10 Меньшикова Г.Я., Козловский В.Л., Полякова Н.В. Исследование целостности системы «Глаз-Голова-Тело» при помощи технологии виртуальной реальности //Экспериментальная психология, 2012. - Т. 5., №3. -С.115-121.
11 Подкосова Я.Г., Варламов О.О., Остроух А.В., Краснянский М.Н. Анализ перспектив использования технологий виртуальной реальности в дистанционном обучении //Вопросы современной науки и практики. - 2011. -№2 (33). – С. 104 – 111.
12 Сергеев С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. М.: Народное образование, 2009.
Waiting