226

Ушбу мақола ўқув жараёнининг турли даражаларида ташкил 
этилиши  ва  амалга  оширилиши  учун  виртуал  ва  кенгайтирилган  реал 
технологияларни  қўллашнинг  имкониятлари  ва  хусусиятларига  асосланган 
тадқиқотнинг асосий йўналишларини тақдим этишга бағишланган. Демак, талаб 
ВР  ва  АР  дастурларини  яратадиган,  уларни  ўқув  жараёнига  самарали  тадбиқ 
этадиган  мутахассислар  томонидан  белгиланади.  Виртуал  ва  кенгайтирилган 
реалликдан фойдаланган  ҳолда  ўқитиш  воситаларини  яратиш  ҳақида  дастлабки 
таҳминлар келтирилган. 

  • Web Address
  • DOI
  • Date of creation in the UzSCI system10-01-2020
  • Read count216
  • Date of publication10-09-2018
  • Main LanguageO'zbek
  • Pages250-253
Ўзбек

Ушбу мақола ўқув жараёнининг турли даражаларида ташкил 
этилиши  ва  амалга  оширилиши  учун  виртуал  ва  кенгайтирилган  реал 
технологияларни  қўллашнинг  имкониятлари  ва  хусусиятларига  асосланган 
тадқиқотнинг асосий йўналишларини тақдим этишга бағишланган. Демак, талаб 
ВР  ва  АР  дастурларини  яратадиган,  уларни  ўқув  жараёнига  самарали  тадбиқ 
этадиган  мутахассислар  томонидан  белгиланади.  Виртуал  ва  кенгайтирилган 
реалликдан фойдаланган  ҳолда  ўқитиш  воситаларини  яратиш  ҳақида  дастлабки 
таҳминлар келтирилган. 

Русский

Настоящая  статья  посвящена  представлению  ключевых 
направлений исследования возможностей и особенностей применения технологий 
виртуальной  и  дополненной  реальности  для  организации  и  осуществления 
образовательного  процесса  на  различных  его  уровнях.  Установлена 
востребованность как в специалистах, способных создавать VR и AR приложения, 
так и эффективно применять их в образовательном процессе. Приводится первое 
приближение к классификации средств обучения с использованием виртуальной и 
дополненной реальности по предметным областям. 

Ўзбек

This article  is devoted  to  the presentation of  the key areas of  research 
into  the  possibilities  and  features  of  the  application  of  virtual  and  augmented  reality 
technologies  for  the  organization  and  implementation  of  the  educational  process  at  its 
various  levels. The demand  is established both  in  specialists able  to create VR and AR 
applications,  and  to  apply  them  effectively  in  the  educational  process.  A  first 
approximation  to  the classification of  teaching aids using virtual and augmented reality 
by subject areas is given.

Author name position Name of organisation
1 Porubay O.V. TATU Fargana filial
Name of reference
1 Зеленко Л.С., Топунов А.В., Загуменнов Д.А. Интерактивная интеллектуальная обучающая система, построенная на основе технологии виртуальных миров, как средство активизации учебно-позновательной деятельности учащихся. // Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции Телематика 2010. СПб., 2010. С. 335—336.
2 Коловоротный С. В. Суггестивный фактор в работе систем виртуальной реальности. // [HR-Portal] 2005. URL: http://www.hr-portal.ru/node/29966
3 Мамчур Е.А. Скорупская Ю.Г. Виртуальные миры искусства и науки: проблема референции. // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН. М.: Наука, 2008. С. 140—160.
4 Курзаева Л.В., Масленникова О.Е., Белобородов Е.И., Копылова Н.А. К вопросу о применении технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.
Waiting