597

Мақолада Labo кичик юк автомобилининг ҳаракат тенгламаси асосида уни оптимал
бошқариш алгоритми ишлаб чиқилди. Labo кичик юк автомобилининг нотекис йўллардаги
ҳаракати жараёнида ҳосил бўладиган вертикал горизонталь тебранишларининг қийматлари
топилди. Машинани оптимал бошқариш алгоритмини ишлаб чиқишда Понтрягиннинг максимум
принципи бўйича тез ҳаракат масаласи қўлланилган. Берилган массалар бўйича автомобил
рессораларининг параметрлари Гамельтон–Понтрягиннинг қўшма функцияларидан фойдаланиб
аниқланди ва топилган параметрлар асосида автомобилнинг ҳаракт модели Рунге–Кутта сонли
усулини қўллаб ечиб чиқилди.
 

  • Web Address
  • DOI
  • Date of creation in the UzSCI system14-02-2020
  • Read count529
  • Date of publication22-03-2018
  • Main LanguageO'zbek
  • Pages18-29
Ўзбек

Мақолада Labo кичик юк автомобилининг ҳаракат тенгламаси асосида уни оптимал
бошқариш алгоритми ишлаб чиқилди. Labo кичик юк автомобилининг нотекис йўллардаги
ҳаракати жараёнида ҳосил бўладиган вертикал горизонталь тебранишларининг қийматлари
топилди. Машинани оптимал бошқариш алгоритмини ишлаб чиқишда Понтрягиннинг максимум
принципи бўйича тез ҳаракат масаласи қўлланилган. Берилган массалар бўйича автомобил
рессораларининг параметрлари Гамельтон–Понтрягиннинг қўшма функцияларидан фойдаланиб
аниқланди ва топилган параметрлар асосида автомобилнинг ҳаракт модели Рунге–Кутта сонли
усулини қўллаб ечиб чиқилди.
 

Русский

В статье на основе полученных уравнений движения разработаны модели и алгоритмы
оптимального управления движением малогабаритным грузовым автомобилем Labo. Определены
значения вертикальных и горизонтальных колебаний малогабаритного грузового автомобиля Labo
в процессе передвижения по неровностям. При разработке алгоритма оптимального управления
применена задача быстродействия по принципу максимума Понтрягина. По заданным массам
определены параметры рессоры с использованием сопряженной функции Гамильтона–Понтрягина
и на основе определенных значений решена модель движения автомобиля с применением
численного метода Рунге–Кутта.

 

English

In article on the basis of the obtained motion equations of the developed model and algorithms
for optimal motion control compact truck Labo. The values of the vertical and horizontal oscillations of
small trucks Labo in the process of movement over bumps are determined. At developing the optimal
control algorithm applied to task performance, according to the Pontryagin maximum principle. For
specified masses the parameters of the springs with the use of the conjugate functions of the HamiltonPontryagin and on the basis of certain values solved model vehicle using numerical method of RungeKutt.
 

Author name position Name of organisation
1 Babashev K.A. _ _
2 Azimov B.M. _ _
3 Shodiev J.G. - _
Name of reference
1 Азимов Б.М., Усманов И.И., Рузикулов А.Р., Мир хаитов У.Т., Якубжанова Д.К. Моделирование, оптимальное управление движением и расчет составляющих боковых сил направляющих колес хлопкоуборочной машины МХ-1.8 //Узбекский журнал «Проблемы информатики и энергетики». Ташкент, 2016. №2. С.50–60.
2 Азимов Б.М., Рузикулов А.Р., Онорбоев Б.О., Усманов И.И., Кубаев С.Т., Якубжанова Д.К. Моделирование, оптимальное управление движением направляющих колес хлопкоуборочной машины МХ-1.8 / Республиканская научно-техническая конференция «Современное состояние и перспективы применения информационных технологий в управлении». Джизак. 2016. 5-6 сентября.
3 Азимов Б. М., Якубжанова Д. К. Концептуальные особенности основ оптимального управления машинно-тракторными агрегатами. //Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference "Topical researches of the World Science" (June 28, 2017, Dubai, UAE). “WORLD SCIENCE”. Vol.2. 2017. № 7(23). July 2017. Р. 21–24.
4 Волохов А. С. Моделирование неустановившегося движения автомобиля в условиях пониженного коэффициента сцепления с дорогой // Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й Международной научно-технической конференции. Минск: БНТУ, 2015. Т. 2. С. 87–88.
5 Гуськов В.В. и др. Тракторы: Теория. М.: Машиностроение, 1988. С.33–35.
6 Дячук М.В., Петренко Д.И. Моделирование управляемости легкового автомобиля // Вісник Придніпровської державної академії будівництва та архітектури. Днепропетровск: ПГАСА, 2010. №12. С. 29–37.
7 Макенов А.А., Давидов А.А. Автоматизированный расчет параметров упругих элементов подвески автомобилей. М.:Машиностроение, 2012. –126с.
8 Поддубный В.И., Поддубная М.Л. Математическое моделирование управляемого движения колесной машины по задаваемой траектории // Ползуновский вестник. 2014. №4. Т.1. http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/ pv2014_04_1/pdf/040poddubniy.pdf.
9 Смирнов Г.А. Теория движения колесных машин. М.: Машиностроение, 1990. С.145–230.
10 Афанасьев В.Н. Теория оптимального управления непрерывными динамическими системами. М.:Изд-во физического факультета МГУ, 2011. – 170 с.
11 Васильев Ф. П. Численные методы решения экстремальных задач. М.: Наука, 1988. С. 421–485.
Waiting