Мақолада педагогика фанларида қўлланиладиган тадқиқот методлари кўриб чиқилган. Бир қанча олимларнинг тадқиқот методларига берилган кўплаб таърифлари берилган. Илмий-педагогик тадқиқотда назарий, эмпирик хамда математик методларнинг қисқа тавсифи тақдим этилган. “Педагогик эксперимент” тушунчасининг таърифи, шунингдек, олимлар томонидан экспериментал тадқиқотларнинг муҳимлиги ва аҳамияти хақида айтилган фикрлар келтирилган. Эксперимент турлари: таъкидловчи, қидирув, шакллантирувчи ҳамда назорат босқичлари тавсифланган. Экспериментал ва назорат гуруҳлари, эксперимент ўтказишдаги ўхшаш ва хар ҳил шарт-шароитлар ўртасидаги фарқлар кўрсатиб берилган.
В статье рассматриваются методы научного исследования, применяемые в педагогических науках. Даётся ряд определений методам исследования учёными. Представлена обзорная характеристика теоретических, эмпирических и математических методов научно-педагогического исследования. Приводятся определения понятия «педагогический эксперимент», а также высказывания научных деятелей, подчёркивающих важность и значимость экспериментального исследования. Охарактеризованы виды экспериментов: констатирующий, поисковый (поисковоориентирующий), обучающий ( формирующий) и контрольный. Представлены отличия экспериментальных и контрольных групп, невapьируeмых и варьируемых условий проведения эксперимента.
Мақолада педагогика фанларида қўлланиладиган тадқиқот методлари кўриб чиқилган. Бир қанча олимларнинг тадқиқот методларига берилган кўплаб таърифлари берилган. Илмий-педагогик тадқиқотда назарий, эмпирик хамда математик методларнинг қисқа тавсифи тақдим этилган. “Педагогик эксперимент” тушунчасининг таърифи, шунингдек, олимлар томонидан экспериментал тадқиқотларнинг муҳимлиги ва аҳамияти хақида айтилган фикрлар келтирилган. Эксперимент турлари: таъкидловчи, қидирув, шакллантирувчи ҳамда назорат босқичлари тавсифланган. Экспериментал ва назорат гуруҳлари, эксперимент ўтказишдаги ўхшаш ва хар ҳил шарт-шароитлар ўртасидаги фарқлар кўрсатиб берилган.
The article discusses methods of scientific research used in the pedagogical sciences. The number of definitions methods of research is given by scientists presents an overview of theoretical, empirical and mathematical methods of scientific and pedagogical research. The given definition of the "Pedagogical experiment", as well as the statements of scholars, emphasizes the importance and significance of experimental research. Types of experiments: ascertaining, search (search orienting), training (forming) and the control are presented in the article. The differences between experimental and control groups, unviable and variable experimental conditions are presented.
№ | Muallifning F.I.Sh. | Lavozimi | Tashkilot nomi |
---|---|---|---|
1 | Axmedova L.T. | доктор педагогических наук, профессор | Узбекского Государственного университета мировых языков |
№ | Havola nomi |
---|---|
1 | Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: Учебное методическое пособие / Ю.З. Кушнер. – Могилев: МГУ им.А.А. Кулешова, 2001. – 112 с. |
2 | Методика организации и проведения педагогического эксперимента: методические рекомендации / Авт.-сост. В.М. Кротов. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2008. – 160 с. |
3 | Методы педагогических исследований / В. И. Журавлева, Г.П. Ников, М.Н. Скаткин и др. // Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.: Педагогика, 1979. – 255 с. |
4 | Методы психолого-педагогического исследования с помощью приемов РНС и ТРКМ / С.Ф. Борохова, Е.Д.Филиппова. – СПб. – 16 с. |
5 | Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М., 1989. – 276 с. |