222

В статье проанализирована природа институтов, на основе проведенного исследования обоснована роль инклюзивных институтов в долгосрочном, качественном развитии экономики. Посредством сравнительного межстранового анализа раскрыт ряд основных причин, по которым институциональная среда в Узбекистане отстает по качеству своего развития не только от экономически развитых стран, но и стран с переходной экономикой, особенно в части обеспечения гарантий прав собственности, снижения уровня коррупции, повышения эффективности государственного аппарата. Приведены успешные практики проведения институциональных реформ в зарубежных странах, описаны основные аспекты стратегии формирования инклюзивной институциональной среды. При имплементации зарубежных институтов отмечена важность их адаптации под национальные условия. С учетом накопленного международного опыта предложены практические меры по развитию в стране инклюзивной институциональной среды.

  • O'qishlar soni222
  • Nashr sanasi31-07-2020
  • Asosiy tilRus
  • Sahifalar25-30
Ўзбек

Мақолада институтларнинг моҳияти таҳлил қилинди, тадқиқотлар асосида иқтисодиётнинг узоқ муддатли ва сифатли ривожланишида инклюзив институтларнинг аҳамияти асослантириб берилди. Давлатлараро қиёсий таҳлил асосида Ўзбекистондаги институционал муҳит ривожланиш сифати жиҳатидан нафақат иқтисодий ривожланган давлатлар, балки ўтиш даври иқтисодиётига эга мамлакатлардан, айниқса, мулк ҳуқуқини кафолатлаш, коррупция даражасини пасайтириш ва давлат аппарати самарадорлигини ошириш нуқтаи назаридан ортда қолаётганлигининг бир қатор асосий сабаб лари очиб берилди. Хорижий мамлакатларда институционал ислоҳотларнинг муваффақиятли тажрибалари келтирилди, инклюзив институционал муҳитни шакллантириш стратегиясининг асосий жиҳатлари тавсифланди. Хорижий институтларни миллий тизимга жорий қилишда уларнинг маҳаллий шароитларга мослашувини таъминлаш муҳимлиги белгилаб ўтилди. Тўпланган халқаро тажриба асосида мамлакатда инклюзив институционал муҳитни ривожлантириш бўйича амалий чоралар таклиф этилди.

Русский

В статье проанализирована природа институтов, на основе проведенного исследования обоснована роль инклюзивных институтов в долгосрочном, качественном развитии экономики. Посредством сравнительного межстранового анализа раскрыт ряд основных причин, по которым институциональная среда в Узбекистане отстает по качеству своего развития не только от экономически развитых стран, но и стран с переходной экономикой, особенно в части обеспечения гарантий прав собственности, снижения уровня коррупции, повышения эффективности государственного аппарата. Приведены успешные практики проведения институциональных реформ в зарубежных странах, описаны основные аспекты стратегии формирования инклюзивной институциональной среды. При имплементации зарубежных институтов отмечена важность их адаптации под национальные условия. С учетом накопленного международного опыта предложены практические меры по развитию в стране инклюзивной институциональной среды.

English

The study analyzes the role of inclusive institutions in the long-term and high-quality growth of the economy. A comparative cross-country analysis has revealed a number of main reasons why the institutional environment in Uzbekistan, the quality of its growth lags behind not only developed countries, but also countries with transition economies, especially in terms of guaranteeing property rights, reducing corruption and increasing the effi ciency of the state apparatus. The study describes the priority methods of institutional reforms in foreign countries, as well as the main aspects of the strategy for the formation of an inclusive institutional environment. It is worth noting that changes are adopted in accordance with national conditions. Practical measures to develop an inclusive institutional environment in the country, which are based on the accumulated international experience, have been proposed.

Havola nomi
1 Фрейнкман Л.М., Дашкеев В.В., Муфтяхетдинова М.Р. Анализ институциональной динамики в странах с переходной экономикой. – М.: ИЭПП, 2009. – 252 с.: ил. – (Научные труды / Ин-т экономики переход. периода; № 126). – ISBN 978-5-93255-273-5.
2 Davis L.E., North D.C. Institutional Change and American Economic Growth. – Cambridge University Press, 1971. – 271 p.
3 Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / Науч. ред. и вступ. статья В.С. Катькало. – СПб.: Лениздат, CEVPress, 1996. − 702 с.
4 Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. Institutions as the Fundamental Cause of Long-Run Growth / P. Aghion, S.N. Durlauf (eds) // Handbook of Economic Growth. – New York: Elsevier, 2005. – Vol. 1A – Рр. 385-472.
5 Institutions Rule: ĉ e Primacy of Institutions over Geography and Integration in Economic Development / D. Rodrik, A. Subramanian, F. Trebbi // NBER Working Paper. – 2002. – October. – N 9305 JEL No. O1, O4.
6 Юдина В.И. Отдельные аспекты оценки эффективности институциональной среды малого предпринимательства в Оренбургской области // Вестник ОГУ. – 2014. – Август. – № 8 (169).
7 Открытые данные Индекса качества государственного управления // Всемирный банк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: hĨ ps://databank.worldbank.org/source/worldwide-governanceindicators).
8 Hausmann R., PritcheĨ L., Rodrik D. Growth Accelerations // Journal of Economic Growth. – 2005. – December. – N 10 (4). – Рp. 303-329.
9 Berkowitz D., Pistor K., Richard J. - F. Economic development, legality, and the transplant eff ect // ĉ e American Journal of Comparative Law. – 2003. – Vol. 51. – N 1. – Рp. 163-203.
10 Rodrik D. Goodbye Washington Consensus, Hello Washington Confusion: A Review of the World Bank’s Economic Growth in the 1990s: Learning from a Decade of Reform // Journal of Economic Literature. – 2006. – N 44 (4) – Рp. 973-987.
Kutilmoqda