99

В статье описывается период бурного развития образования и культуры народов Ближнего Востока и Цен-тральнойАзии в IX-XII вв. В это время получили развитие идеи великих мыслителейМухаммада аль-Хорезми, 
Ахмада аль-Фергани, Абу Насра аль-Фараби, Ибн Сины, Абу Рейхана ал-Беруни и Ибн Ирака, которые открыли 
путь к широкому распространению в Европе науки и образования. 
Исламская культура выросла на базе взаимосвязанных культур стран Арабского халифата, Византии, Индии, 
Китая. Арабское завоевание не означало полного разрыва с культурными и педагогическими традициями элли-низма и Византии. Исламский мир воспринял и освоил античную философию, в частности Платона и Аристотеля, 
заимствовав из нее рационалистический взгляд на человека. 
Развитие науки и образования в Арабском халифате, социально-экономическое развитие привело к началу 
эпохи возрождения — Восточному Ренессансу IX века в Мавераннахре и Хорасане. В эту эпоху возрождения мир 
узнал многих ученых и философов, астрологов и педагогов, которые оставили бессмертное научное наследие об 
общих методах воспитания и совершенствования человека.
Нужно отметить, что педагогические идеи средневековых мыслителей, доработанные и обогащенные науч-ной мыслью последующих поколений, находят свое отражение в современных педагогических концепциях, фор-мируя основу развития методов, направлений и принципов воспитания и образования современной личности. 

  • Internet havola
  • DOI
  • UzSCI tizimida yaratilgan sana 10-05-2023
  • O'qishlar soni 99
  • Nashr sanasi 28-04-2023
  • Asosiy tilRus
  • Sahifalar8
Русский

В статье описывается период бурного развития образования и культуры народов Ближнего Востока и Цен-тральнойАзии в IX-XII вв. В это время получили развитие идеи великих мыслителейМухаммада аль-Хорезми, 
Ахмада аль-Фергани, Абу Насра аль-Фараби, Ибн Сины, Абу Рейхана ал-Беруни и Ибн Ирака, которые открыли 
путь к широкому распространению в Европе науки и образования. 
Исламская культура выросла на базе взаимосвязанных культур стран Арабского халифата, Византии, Индии, 
Китая. Арабское завоевание не означало полного разрыва с культурными и педагогическими традициями элли-низма и Византии. Исламский мир воспринял и освоил античную философию, в частности Платона и Аристотеля, 
заимствовав из нее рационалистический взгляд на человека. 
Развитие науки и образования в Арабском халифате, социально-экономическое развитие привело к началу 
эпохи возрождения — Восточному Ренессансу IX века в Мавераннахре и Хорасане. В эту эпоху возрождения мир 
узнал многих ученых и философов, астрологов и педагогов, которые оставили бессмертное научное наследие об 
общих методах воспитания и совершенствования человека.
Нужно отметить, что педагогические идеи средневековых мыслителей, доработанные и обогащенные науч-ной мыслью последующих поколений, находят свое отражение в современных педагогических концепциях, фор-мируя основу развития методов, направлений и принципов воспитания и образования современной личности. 

Muallifning F.I.Sh. Lavozimi Tashkilot nomi
1 MAHAMADHODZHAEV B.. intern-teacher at the Department of Arabic Language and Literature al-Azhar O'zbekiston xalqaro islom akademiyasi
Havola nomi
1 1. Abduxalimov B.A. «Bayt al-xikma i nauchnaya deyatel’nost’ sredneaziatskix uchenix v Bagdade» (IX-XI vv. Yestestvennie nauki). Tarix fanlari doktori.. dis. avtoref. –T.: Abu Rayhon Beruniy nomidagi Sharqshunoslik instituti, 2001. 47 b. 2. Agzamxodjaev S. 2009. Sovremennoe sostoyanie islamskogo obrazovaniya v Uzbekistane. – Problemi stanovleniya i razvitiya musul’manskogo obra- zovaniya na postsovetskom prostranstve. N.Novgorod: ID «Medina», 158 s.Kisriev E.F. 2004. Islam i vlast’ v Dagestane. M.: OGI. 224 s. 3. Ahmedov B. Tarixdan saboqlar. T.: O‘qituvchi, 1994. –430 b. 4. Bal’sevich, V.K. Ocherki istorii shkoli i pedagogicheskoy misli Drevnego i Srednego Vostoka: uchebnik / V.K. Bal’sevich. - M.: Eksmo, 2001 5. Bulgakov P.G. Neizvestniy ensiklopedicheskiy trud XII veka // Obshestvennie nauki v Uzbekistane. – 1976. – № 11. – B. 57-61. 6. Juzjoniy, 2002 – Abdulµakim Shar’iy Jo‘zjoniy. Islom huquqshunosligi, hanafiy mazhabi va O‘rta Osiyo faqihlari. Toshkent: Toshkent islom universiteti nashriyoti. 2002. 255 s. 7. Izmaylov A. 3., Mashkevich A. A. Pedagogicheskie idei rannego sredneve-kovya v Sredney Azii/Zovetskaya pedagogika,1984.-№12. 8. Islomov, Zohidjon (2019) “THE ROLE OF THE INTERNATIONAL ISLAMIC ACADEMY OF UZBEKISTAN IN THE DEVELOPMENT OF ISLAMIC STUDIES,” The Light of Islam: Vol. 2019 : Iss. 1, Articleт. Available at: https://uzjournals.edu.uz/ iiau/vol2019/iss1/1 9. Ismoilova Yu. “Tarix muxtasar ad-duval” Ibn al-Ibri I ego istochniki musulmanskogo proisxojdeniya, Islom tafakkuri, I soni, - 4 b. 10. Istoriya Vostoka. V shesti tomax. Chast’ IV. Vostok v novoe vremya. Kniga 2. M., 2005. 11. Kamoliddin Sh. 2012. Samanidi. Iz istorii gosudarstvennosti Uzbekistana v IX–X vv. Saarbrücken: LAP, 455 c. 12. Kamaliddinov Sh. Istoricheskaya geografiya Yujnogo Sogda i Toxaristana po araboyazichnim istochnikam IX-nachala XIII vv. – T.: O‘zbekiston, 1996. – 422 b. 13. Kamaliddinov Sh., Muxamedov U.Z. Novie dannie po istorii Sredney Azii epoxi arabskix zavoevaniy // Obshestvennie nauki v Uzbekistane. – 1997. – № 3-4. – B. 89-93. 14. Kamoliddinov Sh. Istoricheskaya geografiya Yujnogo Sogda i Toxaristana po araboyazichnim istochnikam IX – nachala XIII vv. T.: O‘zbekiston, 1996. 422 s. 15. Karimov I.A. “Visokaya duxovnost’ nepobedimaya sila”, Tashkent, 2008. 16. Matibaeva R. Povishenie trebovaniya k pedagogu - odna iz zadach reformirovaniya i innovasiy v sisteme obrazovaniya Respubliki Uzbekistan / PROCEEDINGS International scientific-practical conference «II Yunusov Readings: Modernization of the Great Steppe values as a key factor in the development of science and education». – Shimkent, 2019/3/19. S. 223-225. 17. Mo‘minov A. Movarounnahr ulamolari: hanafiylar // Sharqshunoslik. – 1999. – № 9.– B. 40-44. 18. Oqilov S. Abul Mu’in an-Nasafiy moturidiya ta’limotining davomchisi // TIU ilmiy-tahliliy axboroti. – 2004. –№ 1. – B. 13-19. 19. Rahimjonov D. Abu Hafs an-Nasafiyning «Kitob alqand fi ma’rifat as-Samarqand» asari-Samarqand hadis ilmi tarixi bo‘yicha muhim manba. Tarix fanlari nomzodi.. dissertasiyasi. –T.: 2003. 163 b. 20. Cherenkova B.V., Burmistrova A.O. Pedagogicheskaya misl’ narodov Sredney Azii // Molodoy ucheniy. – 2016. - №13.2. – S. 69-71. 21. Tllashev X.X.Obshrpedagogicheskie i didakticheskie idei uchennix-en-siklopedistov Blijnego i Srednevekovogo Vostoka epoxi srednevekovya. Tashkent: Fan,1989.
Kutilmoqda