Статья посвящена особенностям внешней политики мусульманских государств, где исламский фактор играет важную роль в жизни общества. Известно, что религиозный фактор проявляется по-разному, в зависимости от исторического наследия, культуры и особенностей социально-политического развития страны. Вместе с тем, он оказывает значительное влияние на внешнюю политику всех мусульманских государств. Так, исламский фактор присутствует как в государственной внешнеполитической стратегии, так и в форме идеологии, продвигаемой негосударственными субъектами. В государственной политике мусульманских стран, в основном, преобладает идея продвижения именно «своей» местной формы ислама. Его «мягкая сила» после Арабской весны стала неотъемлемой частью новой геополитики, и в еще большей степени, чем в прошлом, мусульманские страны пытаются формировать и продвигать свой образ «умеренной» версии ислама и придерживаться его в своей внешней политике. Автор исследует такие негосударственные акторы, как например, организацию «Братья-мусульмане» или Исламское государство (ИГИЛ), которые подвергают критике существующие режимы мусульманских государств, ставя под сомнение их легитимность. Тем самым бросает вызов существующим режимам не только в традиционном смысле власти, но также с точки зрения религиозной законности. Любые претензии подобного плана воспринимаются правительствами как экзистенциальная угроза, так же как и любые альтернативные трактовки ислама, продвигаемые на региональном или международном уровне другими государствами. В статье анализируется эскалация вооруженных противостояний и конфликтов, распространение которых на сопредельные страны показывает, что процесс геополитической трансформации пока далек от завершения, а новый баланс сил в регионе пока не определен.
Статья посвящена особенностям внешней политики мусульманских государств, где исламский фактор играет важную роль в жизни общества. Известно, что религиозный фактор проявляется по-разному, в зависимости от исторического наследия, культуры и особенностей социально-политического развития страны. Вместе с тем, он оказывает значительное влияние на внешнюю политику всех мусульманских государств. Так, исламский фактор присутствует как в государственной внешнеполитической стратегии, так и в форме идеологии, продвигаемой негосударственными субъектами. В государственной политике мусульманских стран, в основном, преобладает идея продвижения именно «своей» местной формы ислама. Его «мягкая сила» после Арабской весны стала неотъемлемой частью новой геополитики, и в еще большей степени, чем в прошлом, мусульманские страны пытаются формировать и продвигать свой образ «умеренной» версии ислама и придерживаться его в своей внешней политике. Автор исследует такие негосударственные акторы, как например, организацию «Братья-мусульмане» или Исламское государство (ИГИЛ), которые подвергают критике существующие режимы мусульманских государств, ставя под сомнение их легитимность. Тем самым бросает вызов существующим режимам не только в традиционном смысле власти, но также с точки зрения религиозной законности. Любые претензии подобного плана воспринимаются правительствами как экзистенциальная угроза, так же как и любые альтернативные трактовки ислама, продвигаемые на региональном или международном уровне другими государствами. В статье анализируется эскалация вооруженных противостояний и конфликтов, распространение которых на сопредельные страны показывает, что процесс геополитической трансформации пока далек от завершения, а новый баланс сил в регионе пока не определен.
№ | Muallifning F.I.Sh. | Lavozimi | Tashkilot nomi |
---|---|---|---|
1 | QODIROVA G.. | PhD | Tashkent State University of Oriental Studies |
№ | Havola nomi |
---|---|
1 | 1. Adel El-Adawy. (2013) Egypt’s Evolving Foreign Policy.The Washington Institute. 17.10.2013https:// www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/ egypts-evolving-foreign-policy 2. Aims of Islamic Culture and Relations Organization, Official site. 2020. --https://en.icro.ir/index.aspx?fkeyi d=&siteid=257&pageid=9641 3. Armajani J. (2020) Shia Islam and Politics. NY-L: Rowman and Littlefield, 2020. 252 p. 4. Bassiouni Ch. (2020) Islamic Civilization. Middle East Institute. 30.04.2020. https://www.mei.edu/ publications/islamic-civilization 5. Buzan B. (1983) People, States, and Fear. – Brighton: Wheatsheaf, 1983., - P. 106 6. Charter of the Organization of Islamic Cooperation. Official site of Organization of Islamic Cooperation, 30.04.2020.https://www.oic-oci.org/upload/documents/ charter/en/oic_charter_2018_en.pdf 7. Deterring hybrid warfare: a chance for NATO and the EU to work together? - NATOReview, 2014. - https://www.nato.int/docu/review/2014/Also-in-2014/ Deterring-hybrid-warfare/EN/index.htm 8. Frank G. Hoffman. ( 2007) Conflict in the 21st Century: The Rise of Hybrid Wars. Potomac Institute for Policy Studies, Arlington, Virginia.December 2007. http:// www.projectwhitehorse.com/pdfs/HybridWar_0108. pdf 9. Hans Morgenthau and Kenneth Thompson. (2005) Politics Among Nations, 6th edition, New York: McGraw-Hill, 2005.752 р. 10. Hristov I. Neo-Ottomanism - Emergence, Ideologyan dPoliticalDoctrine.- https://cyberleninka.ru/article/n/ neo-ottomanism-emergence-ideology-and-politicaldoctrine/viewer 11. Iran’s Politics and Foreign Policy, Chatham House, 2016. - https://www.chathamhouse.org/sites/default/ files/events/2016-03-13-irans-politics-foreign-policyworkshop-summary.pdf 12. Islamic Culture and Relations Organization, Official site. 2020. --https://en.icro.ir 13. Islamic World. Encyclopedia Britannica, 30.04.2020 https://www.britannica.com/topic/Islamic-world 14. Конституция Исламской Республики Иран. Конституции мира. 2020. https://worldconstitutions.ru/?p=83 (In Russ.) 15. Kourgiotis P. (2019) ‘Moderate Islam’ Made in the United Arab Emirates: Public Diplomacy and the Politics of Containment. MDPI. 2019. https://www. mdpi.com/2077-1444/11/1/43/htm 16. Muslim Majority Countries 2020.World Population Review, 07.04.2020. https://worldpopulationreview. com/countries/muslim-majority-countries/ 17. Наумкин В., Кузнецов А. Исламский мир и исламские организации в современной мирополитической системе. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки . 2013.https://cyberleninka. ru/article/n/islamskiy-mir-i-islamskie-organizatsii-vsovremennoy-miropoliticheskoy-sisteme-1 (In Russ.) 18. Най Дж. (2012) Умная сила: эссе. Политическая наука, 2012. - https://cyberleninka.ru/article/n/umnayasila-esse (In Russ.) 19. Nye J. (1991) Bound to Lead: The Changing Nature of American Power– Basic Books, 1991. – 307 p. Р. 42 20. Nye J. (2009) Soft Power: The Means to Success in World Politics – Public Affairs, 2009. – 208 p. – Р. 73 21. Peter Mandaville and Shadi Hamid. Islam as Statecraft: How Governments use Religion in Foreign Policy, Brookings Institution. 2018 https://www.brookings. edu/wp-content/uploads/2018/11/FP_20181116_islam_ as_statecraft.pdf 22. Peter Mandaville and Shadi Hamid. The Rise of Islamic Soft Power, Foreign Affairs. 2018 https://www. foreignaffairs.com/articles/middle-east/2018-12-07/ rise-islamic-soft-power 23. Сюкияйнен Л. Ислам и перспективы развития мусульманского мира. Высшая школа экономики, Россия. 20.09.2006. https://www.hse.ru/ news/1163603/1136241.html 24. The emergent Islamic civilization. Encyclopedia Britannica, 30.04.2020. https://www.britannica.com/ topic/Islamic-world/The-emergent-Islamic-civilization; Expansion of Islamic Civilization. Harvard Divinity School, 30.04.2020.https://rlp.hds.harvard.edu/ religions/islam/expansion-islamic-civilization 25. The Muslim World League. Official site. 30.04.2020. - https://themwl.org/en World Assembly of Muslim Youth. Official site. 30.04.2020. - https://wamy.co.uk 26. Yovkochev, Sh. (2012). ROLE OF TRADITIONS IN THE RELIGIOUS EDUCATION IN UZBEKISTAN. Himalayan and Central Asian Studies, 16(3/4), 24. 27. Yovkoshev, Sh. (2018). Islam in Uzbekistan: the history and modernity. The Light of Islam, 2018 (1), 2. 28. Yovkochev, Sh. (2020). The influence of a religious factor on the political system of Egypt before “Arab spring”. The Light of Islam, 2020(2), 4-12. |