125

 Авторы, основываясь на достоверных источниках и исследованиях, впервые приводят сведения о том, что Центральная Азия, являясь независимым государственным образованием, представляя собой одну из цивилизаций региона, несмотря на антропологические, социальные, политические, языковые, религиозные и другие изменения, происходившие в ней столетиями, в ходе многовекового развития сформировала свои собственные специфические законы и принципы. Также аргументируется положение о том, что в городах Бухаре и Самарканде, считавшимися центральными в регионе, в основание исламской цивилизации легли национальные ценности. Анализ первоисточников и исследований позволяет показать, как национальные ценности, сформировавшиеся на основе бесценного многовекового опыта предыдущих поколений, вобрал в себя накопленный богатый религиозный и наставнический опыт; как с VII века началось распространение религии ислам в Средней Азии, а также какие исторические периоды способствовали укреплению взаимосвязи исламских наук с национальной культурой. В работе, с опорой на принцип научности и доказательности, описывается специфичность факторов периода формирования и стабилизации региональной формы ислама Центральной Ази, а также особенности взаимодействия и ассимиляции центральноазиатской и исламской культур. 
С момента выделения мазхабов в истории ислама (конец VIII века - начало IX века) ханафитский мазхаб, исходя из конкретных политико-социальных причин, стал ведущей, а в некоторых случаях — единственной силой в религиозной жизни Центральной Азии, благодаря чему регион превратился в непосредственного активного участника и духовного предводителя в данных процессах. Из этой статьи читатель почерпнет немало сведений о черезвычайной важности и роли ханафитской школы в изучении общих особенностей национальных ценностей, об истории и месте ислама в культуре Центральной Азии. В данной статье особо подчеркивается важная роль Бухары и Самарканда как исторических и культурных центров, а также роль ученых-выходцев из различных больших и малых городов региона в достижениях раннего ханафитского мазхаба, в развитии исламских наук в Мавераннахре.

  • Internet havola
  • DOI
  • UzSCI tizimida yaratilgan sana 18-05-2023
  • O'qishlar soni 125
  • Nashr sanasi 18-05-2023
  • Asosiy tilRus
  • Sahifalar12
Русский

 Авторы, основываясь на достоверных источниках и исследованиях, впервые приводят сведения о том, что Центральная Азия, являясь независимым государственным образованием, представляя собой одну из цивилизаций региона, несмотря на антропологические, социальные, политические, языковые, религиозные и другие изменения, происходившие в ней столетиями, в ходе многовекового развития сформировала свои собственные специфические законы и принципы. Также аргументируется положение о том, что в городах Бухаре и Самарканде, считавшимися центральными в регионе, в основание исламской цивилизации легли национальные ценности. Анализ первоисточников и исследований позволяет показать, как национальные ценности, сформировавшиеся на основе бесценного многовекового опыта предыдущих поколений, вобрал в себя накопленный богатый религиозный и наставнический опыт; как с VII века началось распространение религии ислам в Средней Азии, а также какие исторические периоды способствовали укреплению взаимосвязи исламских наук с национальной культурой. В работе, с опорой на принцип научности и доказательности, описывается специфичность факторов периода формирования и стабилизации региональной формы ислама Центральной Ази, а также особенности взаимодействия и ассимиляции центральноазиатской и исламской культур. 
С момента выделения мазхабов в истории ислама (конец VIII века - начало IX века) ханафитский мазхаб, исходя из конкретных политико-социальных причин, стал ведущей, а в некоторых случаях — единственной силой в религиозной жизни Центральной Азии, благодаря чему регион превратился в непосредственного активного участника и духовного предводителя в данных процессах. Из этой статьи читатель почерпнет немало сведений о черезвычайной важности и роли ханафитской школы в изучении общих особенностей национальных ценностей, об истории и месте ислама в культуре Центральной Азии. В данной статье особо подчеркивается важная роль Бухары и Самарканда как исторических и культурных центров, а также роль ученых-выходцев из различных больших и малых городов региона в достижениях раннего ханафитского мазхаба, в развитии исламских наук в Мавераннахре.

Muallifning F.I.Sh. Lavozimi Tashkilot nomi
1 BEKMIRZAEV GAFUROVA I.. Doctor of Scince of the department of Islamic studies,PhD student O’zbekiston xalqaro islom akademiyasi
Havola nomi
1 1. Абу Бакр Мухаммад Ибн Джаъфар Наршахи. (1992) История Бухары. – Ташкент: Ўқитувчи, 1992. 2. Агаджанов С.Г. (1991) Государство Селдьжукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. – М.: Наука. 3. Arabi Oussama. (1998) Contract stipulations (Shurut) in Islamic Law: the Ottoman majalla and ibn Taymiyya // International Journal of Middle East Studies. – London. – Vol. 30. – pp. 29-50. 4. Атаев М.Р. (2011) Роль Мадждуддина ал-Уструшани в истории науки фикха Мавераннахра : Дис. ... к.ист. наук. – Ташкент: ТИУ. 5. Бабаджанов Б.М. (2010) Кокандское ханство: власть, политика, религия. Токио-Ташкент. – 744 с. 6. Бартольд В.В. (1963) Туркестан в эпоху монгольского нашествия. − Сочинение. Т. I., T.VI. – М. : Восточная литература. 7. Бекмирзаев, И. И. (2014). Историко-правовое значение законодательных документов, составленных в мусульманском праве средневековыми мазхабами. Credo new, (1), 7-7 // Академия Google https://scholar. google.com/scholar? 8. Bedir M. (2010) Buhara Hukuk Okulu (Vakif Hukuku Bağlaminda 10 – 13. Yüzyil Orta Asya Hanefi Hukuku Üzerinde bir Inceleme). – Istanbul: Edam Akademi Kitapliĝi. 9. Bekmirzaev, I. (2014). Hanafi Legal Documents in Transoxiana. The Advanced Science Journal, 5. 10. Bekmirzaev, I. (2020). SUBJECT: QĀDĪ’S DĪWĀN ACTIVITIES IN ISLAM (THE 10TH-13TH CENTURIES). The Light of Islam, 2020(2), 98-109 // https://uzjournals.edu.uz/iiau/vol2020/iss3/7. 11. Большаков О.Г. (1971) Два вакфа Ибрагима Тамгач-хана в Самарканде по хронологии и генеалогии / Пер с англ. и примеч. П.А. Грязневича. − М.: Главная редакция восточной литературы. − 135 с. 12. Bosworth C.E. (1969) Abu Abdallah al-Khwarazmi on the technical terms of the secretary’s art (a contribution to the administrative history of mediaeval Islam) // Journal of the Economic and Social History of the Orient. – (Apr., 1969). – Vol. 12, № 2. 13. Gafurova, Irodaxon (2020) “ROLE OF WAQF PROPERTIES IN THE HISTORY OF TURKESTAN,” The Light of Islam: Vol. 2020: Iss. 3, Article 7. Available at: https://uzjournals.edu.uz/iiau/vol2020/iss3/7 14. Delfina Serrano. (2000) Legal Practice in an Andalusī – Maghribī source from the twelfth century ce: The madhāhib al-hukkām fi nawāzil al-ahkām // The Journal, Islamic Law and Society. Leiden: E.J. Brill. – Vol. II. – pp. 188-234. 15. Ибн Баттута. (2012) Саёҳатнома. / Масъул муҳаррир ва муқаддима муаллифи академик Н.Иброҳимов – Тошкент: Шарқ. − 687 б. 16. Kavakcı Y. Z. (1976) XI ve XII Asırlarda Karahanlılar Devrinde Ma vara’ al-Nahr İslоm Hukukçuları. − Аnkara: Sevinç Matbaası. 17. Каримов Ф., Сартори П., Зиёдов Ш. (2009) Себзор даҳаси қозиси фаолиятига оид ҳужжатлар. Тошкент: Ўзбекистон. – 176 б. 18. Norqobilov, Mirzoqul (2020) “PHILOSOPHICAL AND LOGICAL ANALYSIS OF SOPHISTIC THINKING IN THE WORK “SHARH AL-AQEED ANNASAFI” BY THE GREAT THINKER SADEDDIN TAFTAZANI,” The Light of Islam: Vol. 2020 : Iss. 3 , Article 14 // https:// uzjournals.edu.uz/iiau/vol2020/iss3/14. 19. Махмуд ибн Сулейман Кафави. Като’иб а‘ломи-л-ахйор. – Ташкент: ИВ АН Уз. – Рукопись № 91. – 171а, 179б, 193а ; – 82б, 149б в; 319б в; 299б в.; – 377а, 378б в.; – 384а, 407б-408а в. 20. Муминов А.К. (2003) Роль и место ханафитских ‘улама’ в жизни городов Центрального Мавараннахра (II-VII/VIII-XIII в): Дис. … докт. ист. наук. – Ташкент: ТИУ. 21. Муминов А.К. (1990) Мавераннахрская школа фикха (IX-XIII вв.) // Общественные науки в Узбекистане. – Ташкент. – №10 – С. 38-42. 22. Nematullo Mukhamedov, Nurulloh Turambetov. THE ROLE OF THE BAGHISTANY FAMILY IN THE ISLAMIC CULTURE OF THE REGION. Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR) (2020), Vol 9, Issue 11, 211-218. 23. Muhamedov N. (2015) Keffal Şaşî’nin Diplomatik Faaliyeti. Marmara Türkiyat Araştırmaları Dergisi 2 (2), 119-126. https://dergipark.org.tr/tr/download/articlefile/282071 24. Mukhamedov Nematullo Asatullaevich. (2020). HUMANIST IDEAS IN WORK MEDIEVAL SCIENTISTS OF THE OASIS OF TASHKENT. Archive of Conferences, 9(1), 205-208. Retrieved from https://conferencepublication.com/index.php/aoc/article/ view/371 25. Raziya B. Matibayeva, Zohidjon M. Islоmov, Gafkhar S. FUZAILOVA, Nematullo А. Muhamedov, Manuscript Of Al-Khorezmi “Manakib Abi Khanifa”, PSYCHOLOGY AND EDUCATION (2021) 58(1): 2436-2445 26. / الفوائد البهية فى تراجم الحنفية1419) 1998 محمد عبد الحى اللكنوي. و عليه التعليقات السنية على الفوائد البهية. اعتنى به أحمد الزهبي. الطبعة الأولى. بيروت: شركة دار الأرقم ابن الأرقم، 27. Уватов У. (2005) Два великих мудреца (Абу Исо ат-Тирмизи, Ал-Хаким ат-Тирмизи). – Т. : Шарк. 28. Уватов У. (2002) Место в развитии науки хадис ученых Мавераннахра и Хорасана (Бухари, Муслим, Тирмизи) : автореф. дис. … д.ист.н. — Ташкент : ТИУ. 29. Uriel Heyd. (1973) Studies in old ottoman criminal law. Oxford at the clarendon press. – London / Edited by V.L. Menage. – 337 p.
Kutilmoqda