Статья посвящена одному из выдающихся потомков Амира Тимура – Захир-ал-Дину Мухаммаду Бабуру, который стал основателем династии Бабуридов (Великих Моголов) в Индии. Оставшись сиротой в юном, почти детском возрасте, Бабур сумел консолидировать вокруг себя родственников и армию, чтобы отстоять свое право на престол. Однако борьба Бабура за наследство не всегда была успешной из-за его юного возраста и превосходящих сил Шейбани-хана. Но это обстоятельство позволило Бабуру завоевать Индию, и способствовало развитию его писательского и поэтического дарования, благодаря которому «Бабур-наме» и стихи Бабура стали известны во всем мире.
Статья посвящена одному из выдающихся потомков Амира Тимура – Захир-ал-Дину Мухаммаду Бабуру, который стал основателем династии Бабуридов (Великих Моголов) в Индии. Оставшись сиротой в юном, почти детском возрасте, Бабур сумел консолидировать вокруг себя родственников и армию, чтобы отстоять свое право на престол. Однако борьба Бабура за наследство не всегда была успешной из-за его юного возраста и превосходящих сил Шейбани-хана. Но это обстоятельство позволило Бабуру завоевать Индию, и способствовало развитию его писательского и поэтического дарования, благодаря которому «Бабур-наме» и стихи Бабура стали известны во всем мире.
Мазкур мақола Амир Темур авлодидан саналмиш буюк саркарда, Ҳиндистонда равнақ топган Бобурийлар сулоласи асосчиси ва раҳнамоси Заҳириддин Муҳаммад Бобур ижодига бағишланган. Ёшлигидан етим қолган ёш саркарда Бобур ўз атрофига яқин инсонлар ва ҳарбий қўшинни жам эта олди ва олдинга интилди. Аммо Бобурнинг тахтга ўтириши кўпгина ўша даврдаги сиёсий ўзгаришлар, Шайбонийхонларнинг кириб келиши, қолаверса ёш бўлганлиги унга панд беради. Мазкур воқеликлар ўз навбатида Бобурнинг Ҳиндистонни эгаллаши, у ерда Бобурийлар сулоласини шаклланишига туртки бўлди ва ушбу тарихий воқеликлар “Бобурнома” асарида батафсил ёритиб берилган.
Тhe article is dedicated to one of the greatest descendent of Amir Timur – Zakhir-ad-Din Mukhammad Babur, who himself became progenitor of Baburids’dynasty (Great Mogul) in India. Becoming an orphan from the young almost child’s age, Babur could consolidate his relatives and army to defend his right to sit on a throne. However Babur’s struggle for the heritage wasn’t always successful because of his young age and superior forcesof Sheibani-khan. But this circumstance made it possible to conquer India and promoted to development his writing and poetical talent; thanks to “Babur-name” and Babur’s verses are known all over the world.
№ | Muallifning F.I.Sh. | Lavozimi | Tashkilot nomi |
---|---|---|---|
1 | Rasulova T.. | кандидат философских наук, и.о. профессора | UzDK |
№ | Havola nomi |
---|---|
1 | 1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. –Москва: Айрис-пресс, 2003.(Выделено нами. – Т.Р.) |
2 | 2. Абу-л Фазл Аллами. Акбар-наме. Кн.1. -Самара: Издательский дом Агни, 2003. |
3 | 3. Бабур. Бабур-наме. (Записки Бабура). //Общая редакция и доработка – член-корреспондента АН Республики Узбекистан, лауреата премии им. Беруни и международной премии им. Джавахарлала Неру С.А.Азимджановой; перевод М.Салье. Издание второе, доработанное. –Ташкент: Институт Востоковедения Академии Наук Республики Узбекистана, 1993. |
4 | 4. Бабур. Лирика //Составитель и автор предисловия С.Хасанов; Отв. ред. А.Каюмов. –Ташкент: 1982. |
5 | 5. Живая Этика. Листы Сада Мории: Книга 1, Зов. (Выделено нами. – Т.Р.) |
6 | 6. Живая Этика. Листы Сада Мории: Озарение, Часть Третья, VI. (Выделено нами. – Т.Р.) |
7 | 7. Грани Агни Йоги. 1955 г. //Записи Б.Н.Абрамова. -Новосибирск: Предприятие Алгим, 2010. (Выделено нами. –Т.Р.) |
8 | 8. Живая Этика. Листы Сада Мории: Озарение, Часть I, IХ. (Выделено нами. – Т.Р.) |
9 | 9. Худжра – в переводе с арабского языка – келья, маленькая комната, жилое помещение для учащихся и педагогов в медресе, или внутренний двор. В данном случае, небольшое по размерам помещение для уединенных занятий, раздумий и проч. |