Раннее выявление нарушений интеллектуального развития даёт возможность своевременного вмешательства для принятия соответствующих коррекционных мер. Преддошкольный и дошкольный периоды развития являются особо важными в формировании интеллекта. Только комплексный клиникопсихологический метод, с использованием таких методов как беседа, наблюдение, анализ анамнестических данных, психометрические тесты, сочетающие в себе количественный и качественный анализ получаемых данных, позволяет не только определить уровень интеллектуального развития ребенка относительно возрастного норматива, но и понять, какими путями ребенок пришел к данному результату, каков его потенциал, каковы его динамические характеристики, «зона ближайшего развития», быстрота обучения, мотивация, особенности личности и др. Общая задержка развития (global developmental delay) - характеризуется значительным отставанием по двум или более сферам: моторики, речи, логического мышления, социально-эмоционального и адаптивного поведения.
Раннее выявление нарушений интеллектуального развития даёт возможность своевременного вмешательства для принятия соответствующих коррекционных мер. Преддошкольный и дошкольный периоды развития являются особо важными в формировании интеллекта. Только комплексный клиникопсихологический метод, с использованием таких методов как беседа, наблюдение, анализ анамнестических данных, психометрические тесты, сочетающие в себе количественный и качественный анализ получаемых данных, позволяет не только определить уровень интеллектуального развития ребенка относительно возрастного норматива, но и понять, какими путями ребенок пришел к данному результату, каков его потенциал, каковы его динамические характеристики, «зона ближайшего развития», быстрота обучения, мотивация, особенности личности и др. Общая задержка развития (global developmental delay) - характеризуется значительным отставанием по двум или более сферам: моторики, речи, логического мышления, социально-эмоционального и адаптивного поведения.
Early determine of intellectual development delay give the opportunity for timely corrective measures. Pre-preschool and pre-school periods of development are particularly important in condition of intellect. Only a comprehensive clinical and psychological method, using methods such as conversation, observation, analysis of anamnestic dates, psychometric tests that include quantitative and qualitative analysis of the obtained dates, allows not only to determine the level of intellectual development of the child relative to the age limit, but also to understand in what ways the child came to this result, what is his potential, what are his dynamic characteristics, the “zone of nearest development”, learning speed, motivation, personality characteristics and others. Global developmental delay is characterized by a significant delay in two or more areas: motor skills, speech, logical thinking, socio-emotional and adaptive behavior.
Интеллектуал ривожланиш бузилишларини эрта аниқлаш тегишли коррекцион чора-тадбирларни ўз вақтида қўллаш имконини беради. Мактабгача ва ундан олдинги ривожланиш даврлари интеллект шаклланишидаги айниқса муҳим давр ҳисобланади. Суҳбат, кузатув, анамнестик маълумотлар таҳлили, шунингдек, ўзида олинаётган маълумотларнинг миқдорий ва сифат таҳлилини мужассам этган психометрик тестлар боланинг нафақат ёш меъёрларига нисбатан интеллектуал ривожланиш даражасини аниқлаш, балки унинг мазкур натижага қай йўл билан келганлиги, унинг потенциали, динамик тавсифи, «яқин ривожланиш ҳудуди», ўзлаштириш тезлиги, мотивацияси, шахсининг хусусиятлари қандайлиги ва бошқаларни тушунишга имкон беради. Умумий ривожланиш кечикиши – моторика, нутқ, мантиқий фикрлаш, ижтимоий-эмоционал ва мослашув табиати каби соҳаларнинг икки ёки ундан ортиғида аҳамиятга молик даражада орқада қолиш билан тавсифланади
№ | Muallifning F.I.Sh. | Lavozimi | Tashkilot nomi |
---|---|---|---|
1 | SHAMANSUROV S.S. | ||
2 | ABDUYAMINOVA Z.J. | ||
3 | Jalilova S.A. |
№ | Havola nomi |
---|---|
1 | 1.El-Ella, S. S. A., Tawfik, M. A. M., Barseem, N. F., & Elatabany, A. M. A. M. (2017). Assessment of intellectual development in preschool children in the East of Menoufia Governorate, Egypt. Menoufia Medical Journal, 30(3), 741 |
2 | 2.Aggarwal, A., Mittal, H., Patil, R., Debnath, S., & Rai, A. (2013). Clinical profile of children with developmental delay and microcephaly. Journal of neurosciences in rural practice, 4(3), 288. |
3 | 3.Aubry, A., & Bourdin, B. (2018). Short Forms of Wechsler scales assessing the intellectually gifted children using simulation data. Frontiers in Psychology, 9, 830. |
4 | 4.Bednarek, N., & Motte, J. (2006). Developmental delay and epilepsy. Epileptic disorders, 8(1), 17-21 |
5 | 5.Goertzel, B. (2013). The Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence (WPPSI): A Brief Overview |
6 | 6.Eom, S., Fisher, B., Dezort, C., & Berg, A. T. (2014). Routine developmental, autism, behavioral, and psychological screening in epilepsy care settings. Developmental Medicine & Child Neurology, 56(11), 1100- 1105. |
7 | 7.Feder, K. P., & Majnemer, A. (2007). Handwriting development, competency, and intervention. Developmental Medicine & Child Neurology, 49(4), 312-317. |
8 | 8.Garfinkle, J., & Shevell, M. I. (2011). Cerebral palsy, developmental delay, and epilepsy after neonatal seizures. Pediatric neurology, 44(2), 88-96 |
9 | 9.Kim, G. H., Eun, S. H., & Byeon, J. H. (2011, October). Attention deficit hyperactivity disorder in epileptic children with developmental delay. In ANNALS OF NEUROLOGY (Vol. 70, pp. S140-S141). COMMERCE PLACE, 350 MAIN ST, MALDEN 02148, MA USA: WILEY-BLACKWELL |
10 | 10.Nasir, M., Jehangir, M., Ahmed, R. N., Khan, E., & Ahmad, A. (2018). Hemiconvulsion Hemiplegia Syndrome in a young boy with developmental delay. JPMA. The Journal of the Pakistan Medical Association, 68(4), 656-659. |
11 | 11.Nasr, J. T., Gabis, L., Savatic, M., & Andriola, M. R. (2001). The electroencephalogram in children with developmental dysphasia. Epilepsy & Behavior, 2(2), 115-118. |
12 | 12.Rashmi, Tomar & Archana, Kumari.(2017). Cognitive Development of Children in Private Franchise Preschool. Int J Recent SciRes. 8(2), 15494-15499. |
13 | 13.Shevell, M. I., Ashwal, S., Donley, D., Flint, J., Gingold, M., Hirtz, D., ... & Sheth, R. D. (2003). Practice parameter: Evaluation of the child with global developmental delay Report of the Quality Standards Subcommittee of the American Academy of Neurology and The Practice Committee of the Child Neurology Society. Neurology, 60(3), 367-380. |
14 | 14.Toffalini, E., Pezzuti, L., & Cornoldi, C. (2017). Einstein and dyslexia: Is giftedness more frequent in children with a specific learning disorder than in typically developing children?. Intelligence, 62, 175-179. |
15 | 15.van Viersen, S., de Bree, E. H., Kroesbergen, E. H., Slot, E. M., & de Jong, P. F. (2015). Risk and protective factors in gifted children with dyslexia. Annals of dyslexia, 65(3), 178-198. |
16 | 16.Vyhodskiy, L.S. (1991). Pedahohicheskaya psikholohiya [Pedagogical psychology]. Moskva. Pedahohika – Moscow. Pedagogy, 479. |
17 | 17.Druzhinin, A. & Druzhinin, O. (2018). Vash rebyonok ot 0 do 7 let. Kak razvit intellekt vasheho malysha [Your child is from 0 to 7years old. How develop intelligence of your child]. Tsentrpolihraf, 191. |
18 | 18.Druzhinin, V.N. (2000). Psikholohiya obshikh sposobnostei [Psychology of generalabilitys]. Piter, 368. |
19 | 19.Zavodenko, N.N., & Nemkova, S.A (2007). Narusheniya razvitiya I kohnitivnye disfunktsii u detei s zabolevaniyami nervnoi sistemy [Disturbance of development and cognitive dysfunctions of children with sickness of nervous system] |
20 | 20.Ilina, M.N. (2011). Psikholohicheskaya otsenka intellekta u detey [Intelligence psychological assessment of children]. Sankt-Peterburh. |
21 | 21.Lyovina, I.A. (2009). Kohnitivnaya differentsirovannost kreativnykh detei doshkolnoho vozrasta [Cognitive differentiations of preschool-age creative children]. Moskva. |
22 | 22.Martsenkovskaya, T.D. (2008). Diahnostika psikhicheskoho razvitiya detei [Diagnostics of mental development of children]. Posobiye po prakticheskoi psikholohii, Linka-Press,176. |
23 | 23.Morozova, L.V., & Zvyahina, N.V. (2003). Uroven razviviya strukturnykh komponentov zritelnoho vospriyatiya detey kak pokazatel psikhofiziolohicheskoy zrelosti [Level of development of structural components of visual perception as figure of psychophysiologicalripeness]. Vestnik Pomorskoho universiteta, 2(4), 48-55. |
24 | 24.Ravenko, E.M. (2014). Razvitiye intellekta v potsesse vzrosleniya [Development of intelligence in maturation process]. Obrazovaniye I nauka, 6, 115. |
25 | 25.Shcherbakova, T.A. (2009). Issledovaniya urovnya I dinamiki intellektualnoho razvitiya detei doshkolnoho I mladsheho shkolnoho vozrasta [Research of level and dynamics of intellectual growth of childrenpre-school andyoungest- schoolage]. Molodoy uchyonyi, 2, 324-327. |