6

Статья посвящена современным методам совершенствования профессиональной и методической подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Особое внимание уделяется роли акварельной живописи как эффективному средству развития художественных и педагогических компетенций. Рассматриваются дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении, их влияние на формирование творческих навыков студентов, развитие у них эстетического восприятия, художественного мышления и способности к анализу произведений искусства. Анализируются современные образовательные технологии, включающие интеграцию традиционных и инновационных методик преподавания, применение цифровых инструментов и мультимедийных ресурсов. В исследовании представлены результаты практической реализации данных методов, их влияние на повышение качества художественного образования и уровень подготовки будущих педагогов. Выявлены ключевые аспекты использования акварели в учебном процессе, позволяющие не только развивать профессиональные навыки, но и формировать индивидуальный художественный стиль студентов, их креативное мышление и способность к самовыражению.

  • Internet havola
  • DOI
  • UzSCI tizimida yaratilgan sana 29-04-2025
  • O'qishlar soni 6
  • Nashr sanasi 20-04-2025
  • Asosiy tilRus
  • Sahifalar126-136
Русский

Статья посвящена современным методам совершенствования профессиональной и методической подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Особое внимание уделяется роли акварельной живописи как эффективному средству развития художественных и педагогических компетенций. Рассматриваются дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении, их влияние на формирование творческих навыков студентов, развитие у них эстетического восприятия, художественного мышления и способности к анализу произведений искусства. Анализируются современные образовательные технологии, включающие интеграцию традиционных и инновационных методик преподавания, применение цифровых инструментов и мультимедийных ресурсов. В исследовании представлены результаты практической реализации данных методов, их влияние на повышение качества художественного образования и уровень подготовки будущих педагогов. Выявлены ключевые аспекты использования акварели в учебном процессе, позволяющие не только развивать профессиональные навыки, но и формировать индивидуальный художественный стиль студентов, их креативное мышление и способность к самовыражению.

English

The article is devoted to modern methods of improving the professional and methodological training of future fine arts teachers. Watercolor painting is studied as an effective means of developing artistic and pedagogical competencies. The application of differential and individual approaches in the educational process, their influence on the formation of creative skills in students, aesthetic perception, artistic thinking, and the ability to analyze works of art are analyzed. Modern educational technologies, such as the integration of traditional and innovative teaching methods, the use of digital tools and multimedia resources, are considered. The study shows the results of the implementation of these methods in practice, their influence on improving the quality of fine arts education and the level of training of future teachers. The role of watercolor technique in the educational process is determined, and its significance in the development of students’ professional skills, the formation of an individual artistic style, and the enhancement of creative thinking and self-expression is highlighted.

Ўзбек

Maqola bo‘lajak tasviriy san’at o‘qituvchilarining kasbiy va metodik tayyorgarligini takomillashtirishning zamonaviy usullariga bag‘ishlangan. Akvarel jivopisi san’at va pedagogik kompetensiyalarni rivojlantirishning samarali vositasi sifatida o‘rganiladi. Ta’lim jarayonida differensial va individual yondashuvlarning qo‘llanilishi, ularning talabalarda ijodiy ko‘nikmalarni shakllantirish, estetik idrok, badiiy tafakkur va san’at asarlarini tahlil qilish qobiliyatiga ta’siri tahlil qilinadi. An’anaviy va innovatsion ta’lim metodlarini integratsiya qilish, raqamli vositalar va multimedia resurslaridan foydalanish kabi zamonaviy ta’lim texnologiyalari ko‘rib chiqiladi. Tadqiqotda ushbu usullarning amaliyotga joriy etilishi natijalari, ularning tasviriy san’at ta’limi sifatini oshirish va bo‘lajak pedagoglarning tayyorgarlik darajasiga ta’siri ko‘rsatib beriladi. Akvarel texnikasining ta’lim jarayonidagi o‘rni aniqlanib, uning talabalarning kasbiy ko‘nikmalarini rivojlantirish, individual badiiy uslubini shakllantirish, kreativ tafakkuri va o‘z-o‘zini ifodalash qobiliyatini oshirishdagi ahamiyati yoritib beriladi.

Muallifning F.I.Sh. Lavozimi Tashkilot nomi
1 Xayrov R.Z. Mustaqil tadqiqotchi, Pedagogika fanlari bo‘yicha falsafa doktori, dotsent Toshkent davlat pedagogika universiteti
Havola nomi
1 Указ Президента Республики Узбекистан, от 16.10.2024 г. № УП-158 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров и внедрению международных образовательных программ в профессиональном образовании». URL: https://www.lex.uz/ru/docs/7166625
2 Chemi Tatiana, Du Xiangyun. Arts-Based Methods in Education – A Global Perspective, 2022. 10.1201/9781003337263-1.
3 Ulger, Kani. The Effect of Problem-Based Learning on the Creative Thinking and Critical Thinking Disposition of Students in Visual Arts Education // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning, 2018. 12. 10.7771/1541-5015.1649.
4 UNESCO. The Role of Arts in Modern Education: Policy Recommendations. 2022.
5 Курбатова Н.В. Профессиональное совершенствование учителей изобразительного искусства в системе методических центров.
6 Граб М.В. Индивидуальный подход в обучении студентов вузов изобразительному искусству // Вестник магистратуры, 2015. № 11 (50). Т. 3. – С. 13-15.
7 Косенко Н.А. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи: На прим. Худож. -граф. Фак. – Орёл, 1998. – 341 с.
8 Khayrov, Rasim Zolimkhan. Training Future Fine Arts Teachers In The Context Of Digitalization // American Journal of Social and Humanitarian Research, 2024. ISSN: 2690-9626/ Vol. 5 No. 12 (2024): December. – P. 528-537.
9 Khayrov, Rasim & others. Application of educational technologies in improving professional and methodological training of future fine arts teachers // Cahiers magellanes-ns, 2024. Vol. 6. No. 2. URL: https://magellanes.com/index.php/CMN/article/view/1033
10 Khairov Rasim, Khairova Madina. Professional Training of Future Fine Arts Teachers Based on an Individual Approach. Multidimensional Research Journal, 2024. ISSN: 2751-7543. Volume 03. N. 04, 3(4). URL: https://journals.innoscie.com/index.php/wos/article/view/4/4
Kutilmoqda