Фетва является формой ответа/разъясне-
ния мусульманских ученых и улемов на новые и
спорные вопросы. Фетва может быть индивиду-
альным заключением мусульманского правове-
да или выражать коллективное мнение – груп-
пы знатоков шариата и фикха либо особого
органа. В современных мусульманских странах
институт фетв играет весомую регулятивную
роль в решение проблем от самых бытовых до
внутриполитических и внешнеполитических
масштабов. Ортодоксальные улемы с фунда-
менталисткими взглядами призывают отречься
от всего нового, другие – придерживаются по-
зиции необходимости глубокого исследования
исламских норм для грамотной выработки фетв
на новые вопросы. Правительства многих стран
активно используют институт фетв для поддер-
жания внутренней стабильности, разъяснения
наседанию своих решений и предупреждения
недопониманий в обществе. В этой связи, важ-
ным является изучение роли института фетв в
мусульманских странах, классификация ислам-
ских постановлений в зависимости от юридиче-
ской силы и механизма их проработки.
Фатво – янги ва баҳсли масалаларга доир
мусулмон олимлари ва уламоларнинг жавоби ва
изоҳидир. Фатво ислом ҳуқуқшуносининг инди-
видуал, шариат ва фиқҳ билимдонларидан бир
гуруҳининг умумий ёхуд махсус органнинг ху-
лосаси шаклида бўлиши мумкин. Замонавий му-
сулмон давлатларда фатво институти кундалик
маиший масалалардан тортиб, ички ва ташқи си-
ёсат даражадаги масалаларни ҳал этишгача бўл-
ган жараёнга кучли таъсир ўтказади. Фундамен-
тал қарашга эга бўлган уламолар янгиликлардан
юз ўгиришга чақирса, бошқалари янги масала-
лар бўйича адолатли фатволарни чиқариш учун
ислом меъёрлари асосида чуқур ўрганишлар ўт-
казилиши тарафдоридир. Кўп мамлакатлар ҳу-
кумати фатво институтларидан ички барқарор-
ликни сақлаш, ўз қарорлари моҳиятини тушун-
тириш ва жамиятдаги тушунмовчиликларнинг
олдини олишда кенг фойдаланади. Ана шу му-
носабат билан мусулмон мамлакатларида фатво
институтларининг роли, исломий қарорларнинг
ҳуқуқий кучи ва уларни ишлаб чиқиш механиз-
мига асосан таснифлаш масалаларини тадқиқ
қилиш муҳим ҳисобланади.
Fatwa is a form of an answer/explanation
of Muslim scholars and scientists to new and
confusing issues. Fatwa can be an individual
conclusion of an Islamic lawyer or express a
general opinion of scholars of fakikhs and shariat
or a special organ. In modern Islamic countries,
Fatwa institutions play a quite important role in
solving problems ranging from common daily
issues to inner and outer political scale. Sunni
scholars with fundamental views call to avoid
everything new, others support necessity for deep
research of Islamic norms to work out Fatwa for
new issues. Th governments of many countries
use Fatwa institutions to provide inner stability, to
explain unclearness in the society. In this regard, it
is important to study the role of Fatwa institutions
in Islamic countries, classifiation of Islamic
decrees depending on juridical power and their
preparation mechanism.
№ | Muallifning F.I.Sh. | Lavozimi | Tashkilot nomi |
---|---|---|---|
1 | Mamadiev B.. | Международная исламская академия Узбекистана, проректор по международному сотрудничеству |
№ | Havola nomi |
---|---|
1 | 1. «Bitcoin is forbidden in Islam: Muft’s counsellor», by: «Egypt Today» staff Dec. 31, 2017 http://www.egypttoday.com/Article/1/38992/ Bitcoin-is-forbidden-in-Islam-Muft-s-counsellor 2. Бурхануддин Маргинани, Хидоя. Коммен- тарии мусульманского права : в 2 ч. Ч. 1. Т. I—11 / пер. с англ.; под ред. Н.И. Гродекова; отв. ред., авт. предисл., вступ. ст. и науч. комм. проф. А.Х. Саи- дов. - М.: Волтерс Клувер, 2010. — 825 с. 3. Равиль Гайнутдин, «Введение в шариат», Москва: 2014. - 189 с.: ил.; 21 см. - (Ислам как он есть) (Серия «Ханафитское наследие»). htt:// dumrf.ru/islam/theology/8116 4. Тот же источник: В своей книге автор пи- шет «Первые фетвы как ответы на появлявшиеся вопросы восходят к самому Посланнику Аллаха, ког- да он разъяснял людям те или иные положения рели- гии. При этом фетвы Пророка подтверждались (а иногда исправлялись) Всевышним Аллахом, и потому являются узаконенными, отличаясь от всех других фетв.». 5. Тот же источник. 6. Henderson, Simon. «Aftr King Abdullah Succession in Saudi Arabia» (PDF). August 2009. Washington Institute for Near East Policy. p. 9. Retrieved 19 March 2014. 7. А.М. Родригес. Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1945–2000. Часть 3, Мос- ква, 2004 г. 8. Islamopedia: «Standing Committe for Scholarly Research and Issuing Fatwas, (Saudi Arabia)» Archived February 26, 2012, at the Wayback Machine. retrieved 22 June 2013 9. Официальный сайт Дома Фетв Египта - htt://www.dar-alift.org 10. Abdi Latif Dahir «A busy subway booth in Cairo is offring free Islamic advice to beat extremism», August 3, 2017, htts://qz.com |