294

Составлена информационно-математическая модель диагностирования эксплуатационного режима тягового электродвигателя на основе анализа спектров амплитудно модулированного тока статора, обусловленного неисправностями его элементов и узлов. Определены параметры оптимального фильтра по критерию максимума отношения сигнал/шум тока статора, по которому можно идентифицировать техническое состояние объекта. Показано, что диагностика, обработка и анализ результатов технического состояния тягового электродвигателя на основе анализа спектральных составляющих тока статора позволяют по совокупности измеряемых параметров повысит достоверность принимаемого технического решения о поддержании эксплуатационной надежности и изучить эволюцию технического состояния, а также уменьшить вероятность необоснованного вывода из эксплуатации. 

  • Internet havola
  • DOI
  • UzSCI tizimida yaratilgan sana 10-01-2020
  • O'qishlar soni 279
  • Nashr sanasi 28-06-2018
  • Asosiy tilRus
  • Sahifalar84ғ90
Ўзбек

Тортувчи электр двигателнинг элементлари ва қисмларини носозлиги билан белгиланадиган, статорнинг амплитудали модулланган токи спектрларини таҳлил қилиш асосида двигатель иш режимларини ташхислашнинг ахборот-математик модели тузилган. Оптимал фильтр параметрлари статор токининг максимал сигнал/шовқин нисбатини максимуми мезонига кўра аниқланган бўлиб, улар бўйича объектнинг техник ҳолатларини идентификациялаш мумкин. Статор токининг спектрал ташкил этувчиларининг таҳлили асосида  тортувчи электр двигателининг техник ҳолатлари натижаларини ташхислаш, ишлов бериш ва таҳлил қилиш, ўлчанадиган параметрлар тўплами бўйича фойдаланиш ишончлилигини қўллаб-қувватлаш ҳақидаги техник қарорларни қабул қилиш ишончлилигини ошириш  ҳамда техник ҳолатлар тадрижини ўрганиш, шунингдек сабабсиз ишдан чиқишлар эҳтимолини камайтириш имконини беради. 

Русский

Составлена информационно-математическая модель диагностирования эксплуатационного режима тягового электродвигателя на основе анализа спектров амплитудно модулированного тока статора, обусловленного неисправностями его элементов и узлов. Определены параметры оптимального фильтра по критерию максимума отношения сигнал/шум тока статора, по которому можно идентифицировать техническое состояние объекта. Показано, что диагностика, обработка и анализ результатов технического состояния тягового электродвигателя на основе анализа спектральных составляющих тока статора позволяют по совокупности измеряемых параметров повысит достоверность принимаемого технического решения о поддержании эксплуатационной надежности и изучить эволюцию технического состояния, а также уменьшить вероятность необоснованного вывода из эксплуатации. 

English

Information mathematical model of diagnosing of the operational mode of the tractive electromotor on the basis of the analysis of ranges of amplitude-modulated current of the stator caused by failure of its elements and nodes is made. Parameters of the optimum filter are determined by criterion of a maximum of the relation signal/noise of current of the stator on which it is possible to identify technical condition of an object. It is shown that diagnostics, processing and the analysis of results of technical condition of the tractive electromotor on the basis of the analysis of spectral components of current of the stator allow on set of the measured parameters will increase reliability of the made technical solution about maintenance of operational reliability and to study evolution of technical condition and also to reduce probability of an unreasonable output from maintenance. 

Muallifning F.I.Sh. Lavozimi Tashkilot nomi
1 Yakubov M.S. кандидат технических наук, профессор кафедры «Электроснабжение железных дорог» ТИИТ, Тел.:299-04-44; тиит
2 Fayzullayev J.S. – докторант (PhD) кафедры «Электрическая связь и радио» ТИИТ, Тел.:299-0597, E-mail: javhar2019@mail.ru. тиит
Havola nomi
1 1. Djabarov N.G., YAkubov M.S., Djabarov A.N. Sposob i ustroystvo zasch'ity' trehfaznogo asinhronnogo dvigatelya. Patent R.Uz. IAP № 03415, 2007. 2. Bobrovnikov YA. YU., Stecyuk A. E. Diagnosticheskie kompleksy' e`lektropodvijnogo sostava: ucheb. posobie / Habarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2012.-94 s. 3. Thomson W.T., Mark Fenger “Current signature analyses to detect intucion motor fault” IEEE industry Application Magazine July/August 2001. 4. Petuhov V. Diagnostika sostoyaniya e`lektrodvigateley. Metod spektral'nogo analiza potreblyaemogo toka/- Jurnal , 2005, № 1(31) 11-14 str. 5. Sadunin A.M., Afanas'ev D.O., Sidel'nikov L.G. Metody' diagnostiki asinhronny'h dvigateley. Trudy' Permskogo gosudarstvennogo universiteta, №2,2005. 6. Bader M.P. E`lektromagnitnaya sovmestimost'. - M.: UMK MPS,2002,-638 s. 7. Goryainov V.T., Juravlev A.G., Tihonov V.I. Statisticheskaya radiotehnika - M.: , 1980.544 s. 8. Tihonov V.I., Harisov V.N., Statisticheskiy analiz i sintez radiotehnicheskih ustroystv i sistem. - Moskva: , 1991. - 608 s.:il. 9. Grishenko A.V., Hamidov O.R. Novy'y podhod k issledovaniyu vibraciy defektov rotora i podshipnikov kacheniya lokomotivny'h asinhronny'h e`lektrodvigateley //E`lektrifikaciya i razvitie infrastruktury' e`nergoobespecheniya tyaga poezdov jeleznodorojnogo transporta. Sankt-Peterburg, 2015,-150-156 s
Kutilmoqda