184

Дан  анализ  существующих  технологий  противообледенительной  обработки  воздушных 
судов.  Охарактеризованы  основные  недостатки  технологий,  допущенных  принятыми  подходами 
для  организации  работ  и  использованием  несовершенных  технических  средств  оснащения.   В 
качестве  альтернативы  предложен  новый  подход,  который  предусматривает  создание 
специализированных  участков,  оснащенных  необходимыми  автоматизированными 
технологическими  системами,  касающимися  позиционирования  и  программной  обработки,  что 
должно  обеспечить  эффективность  авиационных  компаний  на  пути  дальнейшего  повышения 
уровня безопасности полетов и рентабельности работ наземного обслуживания воздушных судов. 
В  аспекте  этого  затронуты  базисные  программно-математические  компоненты  системы, 
предназначенные для точного позиционирования воздушных судов на технологической площадке, 
включая  процедуры  контроля  действий  деайсеров  по  отношению  к  воздушному  судну,  а  также 
вопросы  контроля  начала  и  завершения  технологического  цикла.   Приведена  общая  блок-схема 
функциональных  связей  компонентов  автоматизированной  системы  противообледенительной 
обработки воздушных судов.

  • Internet havola
  • DOI
  • UzSCI tizimida yaratilgan sana 13-02-2020
  • O'qishlar soni 173
  • Nashr sanasi 24-10-2018
  • Asosiy tilRus
  • Sahifalar98-105
Ўзбек

Ҳаво  кемаларига  музлашга  қарши  ишлов  бериш  технологиялари  таҳлил  қилинган.  Қабул 
қилинган ёндашувлар, мукаммал бўлмаганлиги, шу жумладан,  замонга мос бўлмаган технологик 
жиҳозларни  ишлатилиши  сабабали  юзага  келган  асосий  камчиликлар  кўрсатилган.  Муқобил 
ёндашув сифатида авиакомпанияларга ҳаво кемаларини ишлатиш вақтида юқори иқтисодий уним 
ва  парвоз  хавфсизлигини  таъминлаб  берадиган   автоматлаштирилган  махсус  технологик 
участкаларни  яратиш  ва  тадқиқ  қилиш  ишларига  асосланган  янги  ёндашув  таклиф  этилган.  Шу 
қаторда  ушбу  участкалар  тизимига  зарур  бўлган  ҳаво  кемаларини  технологик  майдончада  аниқ 
жойни белгилаб ва назорат қилувчи дастурий-математик компонентлар масаласи эслатиб ўтилган. 
Шу  жумладан,  ҳаво  кемаларига  нисбатан  музлашга  қариш  ишлов  берувчи  машиналарнинг 
ҳаракатини  назрат  қилувчи  ва  улар  тарафидан  технологик  цикл  тўла  бажарганлигини  назорат 
қилувчи  дастурий-математик  компонент  тўғрисида  сўз  юритилган.   Музлашга  қарши  ишлов 
бериш жараёни автоматлаштирилган тизимининг блок-схемаси келтирилган.

Русский

Дан  анализ  существующих  технологий  противообледенительной  обработки  воздушных 
судов.  Охарактеризованы  основные  недостатки  технологий,  допущенных  принятыми  подходами 
для  организации  работ  и  использованием  несовершенных  технических  средств  оснащения.   В 
качестве  альтернативы  предложен  новый  подход,  который  предусматривает  создание 
специализированных  участков,  оснащенных  необходимыми  автоматизированными 
технологическими  системами,  касающимися  позиционирования  и  программной  обработки,  что 
должно  обеспечить  эффективность  авиационных  компаний  на  пути  дальнейшего  повышения 
уровня безопасности полетов и рентабельности работ наземного обслуживания воздушных судов. 
В  аспекте  этого  затронуты  базисные  программно-математические  компоненты  системы, 
предназначенные для точного позиционирования воздушных судов на технологической площадке, 
включая  процедуры  контроля  действий  деайсеров  по  отношению  к  воздушному  судну,  а  также 
вопросы  контроля  начала  и  завершения  технологического  цикла.   Приведена  общая  блок-схема 
функциональных  связей  компонентов  автоматизированной  системы  противообледенительной 
обработки воздушных судов.

English

The  analysis  of  existing  technologies  of  anti-icing  treatment  of  aircraft  is  given.  The  main 
drawbacks of the technologies accepted by the accepted approaches for the organization of works and the 
use of inadequate technical  equipment are given. As an alternative, a new approach is proposed, which 
provides for the creation of specialized sites equipped with the necessary automated technology systems 
for  positioning  and  software  processing,  which  should  ensure  the  efficiency  of  aviation  companies  in 
further improving the level of flight safety and profitability of ground handling services for aircraft. In 
this  aspect,  the  basic  program-mathematical  components  of  the  system  are  designed  for  the  precise 
positioning of aircraft on  the technological platform, including procedures for controlling the actions of 
the deicers in relation to the aircraft, as well as issues of monitoring the beginning and completion of the 
technological  cycle.  A  general  block  diagram  of  the  functional  relationships  of  the  components  of  the 
automated de-icing system for aircraft is given.

Muallifning F.I.Sh. Lavozimi Tashkilot nomi
1 Shamsiev Z.Z. _ _
Havola nomi
1 Данилов Б. Д. Безопасность полетов [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие. Минобрнауки России, Самарский гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева (Нац. исслед. ун-т). Самара, 2012.
2 Рекомендации по противообледенительной обработке воздушных судов. Министерство транспорта РФ. Федеральное агентство воздушного транспорта. М., 2013. № 3. С. 10−17
3 ГОСТ Р 54264-2010. Национальный стандарт РФ. Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники, методы и процедуры противообледенительной обработки самолетов. Общие требования.
4 Противообледенительная обработка. Страховка PRIVATEFLY на случай необходимости противообледенительной обработки. URL: www.privatefly.ru/ privatejet-services/de-icing-private- (дата обращения 17 ноября 2016).
5 Наземное обслуживание в аэропортах/ Евгений Петров, Доклад на IV Международной конференции и выставке. М., сентябрь, 2013.
6 Шамсиев З.З. Информационное обеспечение автоматизированной системы противообледенительной обработки воздушных судов// Узбекский журнал «Проблемы информатики и энергетики». 2017. №1
7 Шамсиев З.З. Автоматизация технологий противообледенительной обработки воздушных судов// Узбекский журнал «Проблемы информатики и энергетики». 2017. №2
8 Шамсиев З.З. Вопросы использования инновационных технологий в развитии технологий противообледенительной обработки воздушных судов// Узбекский журнал «Проблемы информатики и энергетики». 2015. № 5. С. 82−88.
9 Шамсиев З.З. Совершенствование технологий противообледенительной обработки воздушных судов// Наука, техника и образование. 2016. № 12 (29). С. 18−20.
Kutilmoqda