Fanlararo yondashuv ilmiy bilishda olamning bir butun manzarasini berish uchun zarur bo‘lgan yangi paradigmani shakllantirishga asoslangan bo‘lib, fan taraqqiyotida muhim metodologik ahamiyatga ega. Fanlararo yondashuv rivoji zamonaviy fanda shu vaqtgacha erishilgan bilimlarni sistemalashtirish, ularni bir biri bilan bog‘lash, muayyan shaklga solish, amaliyotga tadbiq etish, nazorat qilish kabilar bilan belgilanadi. Ushbu maqolada fanlararo yondashuv yo‘nalishlarining o‘ziga xos xususiyati falsafiy tahlil etiladi.
Fanlararo yondashuv ilmiy bilishda olamning bir butun manzarasini berish uchun zarur bo‘lgan yangi paradigmani shakllantirishga asoslangan bo‘lib, fan taraqqiyotida muhim metodologik ahamiyatga ega. Fanlararo yondashuv rivoji zamonaviy fanda shu vaqtgacha erishilgan bilimlarni sistemalashtirish, ularni bir biri bilan bog‘lash, muayyan shaklga solish, amaliyotga tadbiq etish, nazorat qilish kabilar bilan belgilanadi. Ushbu maqolada fanlararo yondashuv yo‘nalishlarining o‘ziga xos xususiyati falsafiy tahlil etiladi.
Междисциплинарный подход основан на формировании новой парадигмы, которая необходима для представления целостной картины мира в научном познании, и имеет важное методологическое значение в развитии науки. Развитие междисциплинарного подхода определяется систематизацией знаний, полученных к настоящему времени в современной науке, их связью друг с другом, специфической формой, реализацией, контролем. В данной статье философски анализируется особенность междисциплинарных подходов.
The interdisciplinary approach is based on the formation of a new paradigm, which is necessary to provide a whole picture of the world in scientific knowledge, and has an important methodological importance in the development of science. The development of the interdisciplinary approach is determined by the systematization of the knowledge gained so far in modern science, their connection with each other, their specific form, implementation, control, etc. In this article, the peculiarity of interdisciplinary approaches is analyzed philosophically.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Gaffarova G.G. | 1 | Chirchik State Pedagogical University |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | 1. Вахштайн В. Эпистемические интервенции: скромное обаяние «чужих» объяснительных моделей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/news/recent/49103686.html [февраль, 2014]. |
2 | 2. Гуревич А. Я. Историк конца XX века в поисках метода // Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 9- 10. |
3 | 3. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2011. 10 (112), -С.193. |
4 | 4. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1975. – Т. 1. – С.248. |
5 | 5. Мельников В.А. Квантовая экономика. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. |
6 | 6. Николаева И. Ю. Полидисциплинарный синтез и верификация в истории. Томск, 2010. С. 360. |
7 | 7. Овсянникова, О.А. Формирование профессиональной готовности учителя музыки в процессе учебной деятельности / О.А. Овсянникова, Е.П. Решетников // Вопросы теории и методики музыкального исполнительства и интерпретации художественного произведения: материалы заоч. межвуз. науч.-практ. конф., посв. 10-летию кафедры музыкального образования БГПУ им. М. Акмуллы. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – С. 26 – 35 |
8 | 8. Пименов Р. Логоцентричность // Истоки. – 2014. – 23 апреля. — № 16. – С. 6. |
9 | 9. Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011. С. 156-157. |
10 | 10. Репина, Л.П. Опыт междисциплинарного взаимодействия и задачи интеллектуальной истории / Л.П. Репина // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 15. – М., 2005. – С. 5. |
11 | 11. Словарь Принстонского университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.princeton. edu/main/library. |
12 | 12. Энциклопедический словарь Вебстера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.merriamwebster.com. |
13 | 13. Ausburg, T. Becoming Interdisciplinarity: An Introduction to Interdisciplinarity Studies / T. Ausburg. – 2nd ed. – N.Y.: Kendall Hunt Publishing, 2012. – 210 р |
14 | 14. Dictionary.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://Dictionari.com. |
15 | 15. https://ru.wiktionary.org/wiki/ |
16 | 16. Klein, J.Th. Interdisciplinarity: History, Theory and Practice / J.Th. Klein. – Detroit: Wayne State University Press, 1990. – 331 p. |
17 | 17. Moti, N. Ten Cheers for Interdisciplinarity / N. Moti // Social Science Journal 34. – 1997. – № 2. – P. 201 – 216. |
18 | 18. Piaget J. The epistemology of interdisciplinary relationships // Interdisciplinary. Problems of Teaching and Research in Universities. P., 1972. P. 139 |
19 | 19. UNESCO on the World Conference on Higher Education (1998). Higher Education in the Twenty-First Century: Vision and Action. Available at: http://www.unesco.org/cpp/uk/declarations/world.pdf). |