3

Мазкур мақола олий таълим тизимини таққослаш усуллари, яъни, барча кўрсаткичларнинг қийматларини йиғиш, жойлар йиғиндиси, баллар йиғиндиси, масофа, таксометрик, кўп ўлчовли ўртача усуллари, паттерн, енг яхши қийматга
эришиш қийинлигини баҳолаш методологияси, оғирлик коеффициентларини эксперт баҳолаш ва объектларни тартиблашнинг янги усули баён этилган.

  • Internet havola
  • DOI
  • UzSCI tizimida yaratilgan sana 17-09-2024
  • O'qishlar soni 3
  • Nashr sanasi 30-03-2024
  • Asosiy tilO'zbek
  • Sahifalar159-169
English

This article describes the methods of comparing the higher education system, that is, summing the values of all indicators, sum of places, sum of points, distance, taxometric, multivariate average methods, pattern, methodology for assessing the difficulty of achieving the best value, expert evaluation of weight coefficients, and a new method for ranking objects done.

Русский

В данной статье описаны методы сравнения системы высшего образования, то есть суммирование значений всех показателей, суммы мест, суммы баллов, дистанционный, таксометрический, метод многомерного среднего, закономерность,
методика оценки сложности достижения лучшее значение, экспертная оценка весовых коэффициентов и новый метод ранжирования объектов.

Ўзбек

Мазкур мақола олий таълим тизимини таққослаш усуллари, яъни, барча кўрсаткичларнинг қийматларини йиғиш, жойлар йиғиндиси, баллар йиғиндиси, масофа, таксометрик, кўп ўлчовли ўртача усуллари, паттерн, енг яхши қийматга
эришиш қийинлигини баҳолаш методологияси, оғирлик коеффициентларини эксперт баҳолаш ва объектларни тартиблашнинг янги усули баён этилган.

Havola nomi
1 1. Черемушкина Алена Михайловна (2020). Квалиметрия в управлении качеством подготовки студентов вуза. Наука и образование сегодня, (2 (49)), 72-74.
2 2. Шишкин И.Ф., Станякин В.М. Квалиметрия и управление качеством. - М.: Изд-во ВЗПИ, 1992. - 255 с.
3 3. Rozentsvaig, Alexander. (2014). Методы эконометрического моделирования и анализа социально-экономических явлений: Учеб. – метод. пособие. 10.13140/RG.2.1.3998.5526.
4 4. Миркин Б,Г, Модели эмпирического агрегирования социально экономической информации // Модели агрегирования социально экономической информации. Подред, Миркина Б,Г, - Новосибирск: ИЭиОНН СОАНСССР, 1978,-с,3-16
5 5. Орлов Александр Иванович, & Луценко Евгений Вениаминович (2016). Методы снижения размерности пространства статистических данных. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, (119), 92-107.
6 6. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование. Под ред. Баканова М.И. Шеремета А.Д. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 656 с
7 7. Зимакова Л.А., Маширова С.П., & Штефан Я.Г. (2015). Применение математико- статистических методов для прогнозной оценки объекта налогообложения по налогу на прибыль. Экономический анализ: теория и практика, (10 (409)), 47-55.
8 8. Новак Э,, Залески С, Группировка социально-экономических объектов по уровню их развития // Математико-статистические исследования в экономике. Под ред. Дуброва А,М, - М,: МЭСИ, 1983, - с,31-33,
9 9. Рабинович П.М. Некоторые вопросы теории многомерных группировок // Вестник статистики, №7,1976. - С.52-63.
10 10. Sizykh, Natalia & Sizykh, Dmitrii. (2019). Analiz sovremennykh metodov i tekhnologii distantsionnogo obrazovaniia, postroenie reitingov. 10.31483/r-53585.
11 11. Рабинович П.М., Медведев В.Г. Метод многомерных группировок в статистическом анализе эффективности обш;ественного производства // Математико-статистические методы и модели в анализе и планировании эффективности обш;ественного производства. - Куйбышев: Куйбышевский гос. ун-т, 1978.-С.12-28.
12 12. Рябцев В. М. О многомерных средних и группировках // Вестник статистики, №8,1976. - С.43-45.
13 13. Динес В.А., Прокофьев В.А., Богданов P.P. Рейтинг объектов высшей школы. - Саратов: СГСЭУ, 2001.-92 с.
14 14. Резник, С. Д., Юдина, Т. А., & Камбург, В. Г. (2012). Рейтинг высшего учебного заведения как метод оценки его репутации. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, (28), 488-493.
15 15. Чиганова А.П., & Рыбакова Е.С. (2014). Автоматизированные системы экспертного оценивания - эффективный способ принятия решения. Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2 (10), 130-131.
16 16. Литвак Б.Г. Автоматизированные системы экспертного оценивания и аккредитации. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. - 142 с.
17 17. Holdings: Качество высшего образования как объект системного исследования. (n.d.). https://e-catalog.nlb.by/Record/BY-NLB-br0000533781?ui=standard
18 18. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. - Доклад. - Воронеж: ВГТУ, 2001. - 28 с
19 19. Петюль, И. А. (2022). Теоретическая метрология. http://rep.vstu.by/handle/123456789/15531
20 20. Шишкин И.Ф. Теоретическая метрология. - М.: Издательство стандартов, 1991.-471 с.
21 21. Вальтух К.К. Общественная полезность продукции и затраты труда на ее производство. - М.: Мысль, 1965.
22 22. Захаров И.С., Попов В.М., Полищук В.Г., Дроздов В.И., Бойков А.В. Рейтинговая система оценки качества учебного нроцесса // Системы управления качеством высшего образования: Материалы Второй международной научно-методической конференции (15-16 мая 2002 г.). Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. - с.50-53.
23 23. Этезов, Б. Б. (2006). Разработка моделей и алгоритмов оценки качества системы высшего образования (Doctoral dissertation, М., 2006).
Kutilmoqda