198

Мақолада  момақалдироқ  ва  чақмоқ  билан  боғлиқ  қадимий  мифологик  тасаввурларнинг  ўзбек  фольклоридаги талқинлари  таҳлил  қилинган.  Баҳордаги  биринчи  момақалдироқ  пайтида  бажариладиган  магик  амаллар  ҳосилдорлик культи билан боғлиқлиги очиб берилган. 

  • Internet havola
  • DOI
  • UzSCI tizimida yaratilgan sana 19-12-2019
  • O'qishlar soni 169
  • Nashr sanasi 15-07-2019
  • Asosiy tilO'zbek
  • Sahifalar133-137
Ўзбек

Мақолада  момақалдироқ  ва  чақмоқ  билан  боғлиқ  қадимий  мифологик  тасаввурларнинг  ўзбек  фольклоридаги талқинлари  таҳлил  қилинган.  Баҳордаги  биринчи  момақалдироқ  пайтида  бажариладиган  магик  амаллар  ҳосилдорлик культи билан боғлиқлиги очиб берилган. 

Русский

В статье анализируются мифологические представления узбеков, связанные с громом и молнией. На основе сравнительно-исторического  анализа  выявлено,  что  генезис  магических  ритуалов,  выполняемых  во  время  первого  весеннего грома, связан с культом плодородия. 

English

This article has an analysis of mythological images of Uzbeks connected with thunder and lightning. On the basis of comparatively historical analysis revealed that the genesis of magic rituals executed during the first spring thunder connected with the cult of fertility. 

Havola nomi
1 Cарианиди В.И. Древности страны Маргуш. – Ашхабад: Ылым, 1990. с. 13.
2 Сулейманов Р.Х., Шабанов Е.И. О сле- дах древнего божества грома и молнии в Средней Азии. //Археологические исследования в Казахстане. – Шимкент-Алматы, 2002. с. 203-204.
3 Кошғарий Маҳмуд. Девону луғотит турк. 2 том. Тошкент: Фан, 1961. 411-б.
4 Казбеков Ю. Метеорологические заметки. // ТВ. Ташкент, 1876. ‒ №9. с. 32.
5 Р а ҳ м о н о в Ф . Ш . Қашқадарё воҳаси аҳолисининг зироатчиликка оид урф-одатлари ва маросимлари (XIX асрнинг охири – XX аср бош- лари): Тарих фанлари номз. дисс. Тошкент, 2001. 85-б.
6 Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. Ч. IX. СПб., 1907. с. 82.
7 Ашмарин Н.Н. Введение в курс чувашской народной словесности. //Исследования по чуваш- скому фольклору. Чебоксары, 1984. с.20.
8 Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. М.-Л., 1950. с. 215-216.
9 ЎзРФА Ўзбек тили, адабиёти ва фольклори институти Фольклор архиви. Инв. №1828/1. 1998 йилда Ўш шаҳрида яшовчи 75 яшар Холисхон Машраповадан М.Тошматова ёзиб олган.
10 ЎзР ФА Ўзбек тили, адабиёти ва фольклори институти Фольклор архиви. Инв. №1828/2. 1998 йилда Ўш шаҳрида яшовчи 83 яшар С.Ҳусановадан Э.Убайдуллаева ёзиб олган.
11 Мадаева З.А. Обрядовый фольклор вайнахов в народном календаре. //Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1988. с. 118.
12 Баялиева Т.Д. Кўрсатилган асар. 36-б.
13 Гаджиев Г.А. Культ природы и обряды, свя- занные с производственно-хозяйственной дея- тельностью у лезгин в прошлом. //Хозяйство, ма- териальная культура и быт народов Дагестана в XIX ‒ XX вв. Махачкала, 1977. с.122.
14 Шаманов И.М. Народный календарь карачай- цев. //Из истории Карачево-Черкесии. Вып. VII. – Черкессия, 1974. с. 317.
15 Толстой Н.И. Заметки по славянскому язычеству. 3) Первый гром в Полесье. 4) Защита от града в Полесье. //Обряд и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. с. 51-52.
16 Терновская О.А. Славянский дожинальный обряд (терминология и структура): АКД. М., 1976. с. 12; Толстые Н.И. и С.М. Заметки по славянскому язычеству. 3) Первый гром в Полесье. 4) Защита от града в Полесье. //Обряд и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. с.51-52.
17 Трошанский В.Ф. Якуты в их домашних обстановках. //Живая старина. СПб., 1908. 17. – вып. 3. с. 440.
18 Кошғарий Маҳмуд. Девону луғот ит турк. 3- том. Тошкент: Фан, 1963. 28-б.
19 Рашид-ад-дин. Жомеъат-таворих. Т.1. Кн.1. – М., 1952. с. 156.
20 Санжеев Г.Д. Дархаты. Этнографический отчет о поездке в Монголию в 1927 г. Л., 1930. – с. 49.
21 Ўзбек тилининг изоҳли луғати. 4 том. Тошкент: «Ўзбекистон миллий энциклопедияси» Давлат илмий нашриёти, 2008. 469-б.
22 Абу Райхан Беруни. Минералогия (Собрание сведений для познания драгоценностей). М., 1963. с. 205-207, 474-475.
Kutilmoqda